Как разрешать конфликты в классе?
Отношения со сверстниками является важным процессом социализации подростков, поэтому в школе много времени уделяется межличностному общению вместе с обучением. В классе могут быть ученики с разными ценностями и мировоззрением, поэтому учителям стоит заранее подумать о потенциальных конфликтах, которые могут возникнуть в классе, и представить, как они будут реагировать (Zembylas, Bekerman, McGlynn, & Ferreira, 2009). Учителю стоит ориентировать учеников на то, что у людей есть разные мнения и что это не делает их плохими или хорошими людьми (Morrison, 2007). Расскажите своим ученикам, что критика относится к высказыванию или поступку, но не к человеку, и побуждайте их следовать этому принципу.
Старайтесь оставаться рациональными во время конфликтов и ориентируйте на это своих учеников при аргументации своей позиции. В то же время используйте навыки эмпатического слушания, предоставления каждому слова, безоценочное отношение (King, 2009; Schultz, 2009). У каждого ученика должна быть возможность высказаться и при этом быть услышанным. Любую конфликтную ситуацию можно решать за счёт повышения вовлечённости его участников – задавать вопросы, позволяющие прояснить их позицию, и помогать им формулировать её с помощью эмоционально нейтральной лексики. Также учитель может быть в роли модератора (беспристрастного посредника) и побуждать к рефлексии после конфликта: например, попросить учеников написать письмо, в котором они изложат свою позицию, или их объединиться в группы, чтобы обсудить происходящее (Bickmore & Parker, 2014). Роль модератора сводится к удержанию линии обсуждения и регулированию поведения участников, направленное на разрешение, а не усугубление конфликта, пресечение оскорблений, обвинений, упреков.
Таким образом, задача учителей состоит в создании безопасного пространства, в котором каждый может проявить себя. Учителя, которые создают позитивный климат в классе и предотвращают конфликты, часто передают энтузиазм, который помогает им справляться и с учебными задачами (Wansink et al., 2019). Проявляйте теплоту и эмпатию, поддерживайте человеческий контакт, старайтесь замечать каждого. И так будут снижаться не только ситуации потенциального конфликта, но и повышаться вовлеченность в учебу. Не забывайте о том, что поддержка и эмпатия - это эмоциональная работа, которая не замечается окружающими и не оплачивается дополнительно. Находите для себя источники вдохновения и старайтесь выделять время для отдыха.
Литература:
1. Bickmore, K., & Parker, C. (2014). Constructive conflict talk in classrooms: Divergent approaches to addressing divergent perspectives. Theory & Research in Social Education, 42(3), 291-335.
2. King, K. (2009). Education, skills, sustainability and growth: Complex relations. International Journal of Educational Development, 29(2), 175–181.
3. Morrison, D. (2007). E-learning in higher education: The need for a new pedagogy. In Making the transition to e-learning: Strategies and issues (pp. 104-120). IGI global.
4. Schultz, K. (2009). Rethinking classroom participation: Listening to silent voices. Teachers College Press.
5. Wansink, B., Patist, J., Zuiker, I., Savenije, G., & Janssenswillen, P. (2019). Confronting conflicts. Teaching History, (175), 68-75.