Как отличить вредоносный контент от безобидного?

Жизнь современных подростков сложно представить без социальных сетей. Они делятся видео, просматривают ролики, участвуют в онлайн флешмобах, создают и потребляют бесчисленный контент. Их экранное время сильно превышает рекомендуемые нормы, а качество самого контента вызывает множество дискуссий и тревог. Стратегии запрета не работают с подростками, но игнорировать, не замечать эту проблему сложно. Как учителю, классному руковдителю отличить безобидный контент от вредоносного и что с этим  делать?  

Как отличить вредоносный контент от безобидного?

"Я работаю советником по воспитанию. В мои задачи входит организация различных мероприятий для подростков. При их организации я ориентируюсь на различные модные увлечения, использую их, беру примеры из социальных сетей. Подростки сами с удовольствием делятся со мной тем, что сейчас в тренде. Большинство из них безобидные, смешные, дурачливые.  Но некоторый контент вызывает опасения. Например, переодевания в животных, создание тульпы. Подскажите, пожалуйста, как отличить вредоносный контент (есть ли такой вообще) от безобидного?   Или оценка тренда — это моя субъективная интерпретация, сильно зависящая от моей тревоги?"

Вы рассуждаете совершенно верно, предполагая, что на оценку ситуации может оказать влияние наше текущее состояние или общая установка по отношению к жизненным событиям. Когда мы устали, напряжены, недавно столкнулись с чем-то опасным или неприятным, малопонятные явления скорее всего, будут восприниматься нами как потенциально опасные. Чтобы составить более или менее ясное представление о том, какие веяния могут или не могут нанести вред подростку, важно помнить следующее:

1. Жесткое  ограждение  подростка от смыслов и тем разговора, распространенных среди его друзей или ребят, с которыми ему важно общаться, может нанести значительно больше вреда, чем приобщение к малосимпатичному, но минутному тренду.

2. Большая часть современного интернет-контента связана с юмором, сатирой, сарказмом и иронией. Для них характерно использование табуированных слов и даже тем. Интернет-юмор носит оттенок фольклорного, т.е. не имеющего одного автора, «народного». В нем своеобразно воплощается творческое начало, в них присутствует элемент карнавальности, бросающий вызов привычному и принятому (Канашина, 2022). Эти свойства характерны и для анекдотов, частушек и других, самых традиционных и привычных юмористических форм. Именно эти черты делают интернет-юмор привлекательным, благодаря им он позволяет сбросить напряжение, регулировать уровень стресса, улучшить эмоциональное состояние (Абдуллаева, 2009).

3. Связать содержание или форму тренда с тем, как он будет воспринят конкретным подростком можно лишь поняв, что его беспокоит, волнует, мотивирует. Без общения и диалога предугадать это крайне сложно. Нейтральный, на первый взгляд, ролик может пройти незамеченным, может значительно поднять настроение и стать поводом для общения, а может произвести угнетающее впечатление. Также и пугающий или неэстетичный ролик может вызвать беспокойство, неприязнь, испуг, а может пройти совершенно бесследно. Вероятнее всего, если в группе напряженные, конкурентные отношения, если дети или подростки переутомлены, подавлены, испытывают агрессию, давление или непринятие со стороны родителей или учителей, то многие события в жизни, малозначительные на первый взгляд, могут стать «последней каплей». Это значит, что удостоверяться в психологическом благополучии детей нужно систематически, независимо от тренда.

4. Если популярным становится тренд, который подразумевает романтизацию жестокости, призыв к нанесению психологического или физического вреда и к насилию, разобщение и вражду, то важно обсудить с ребятами, что они видят в нем привлекательного, можно рекомендовать просветительскую работу с подростками, что относится к противоправному контенту, какова ответственность подростков за участие в его распространении.

5. Кроме того, взрослому стоит ясно сформулировать и рационально обосновать свою позицию (непринятие) по отношению к таким явлениям современной культуры. Вряд ли переодевание в животных можно отнести к категории «контент, призывающий к жестокости, суициду, повреждениям». Объективно этот тренд безопасный, не считая субъективных смыслов и эффектов, который проясняются в диалоге и наблюдении за подростком.

Теме квадроберов мы посвятили специальный выпуск нашего подкаста: «Отцы и дети: как поколениям находить общий язык?»

Литература:

1. Абдуллаева М. М. Возможности юмора как регулятора стресса // Прикладная юридическая психология. 2009. №4. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/vozmozhnosti-yumora-kak-regulyatora-stressa (дата обращения: 06.12.2024).

2. Канашина С.В. Интернет-мем и юмор // Вопросы журналистики, педагогики, языкознания. 2022. №2. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/internet-mem-i-yumor (дата обращения: 06.12.2024).