Как поддержать подростков в условиях усталости и выгорания?
"Я иногда сталкиваюсь с депрессивным состоянием подростков: среди учеников идет какая-то волна усталости и перегруза. Как можно поддержать подростков?"
Спасибо за вопрос: очень ценно, что вы, как учитель, замечаете состояние подростков, ищете способы их поддержать. Поддержка учителей - это значимый для подростков ресурс: он сказывается и на успеваемости, и на благополучии, и на развитии личностных качеств, и на вовлеченности в учебу, и на отношение к школе в целом (Ma, Luo, Xiao, 2021).
Последнее время исследования все чаще обращаются к изучению синдрома выгорания: обычно этот термин используют, когда говорят про работников, однако ряд исследований показывает, что и школьники тоже могут испытывать эмоциональное выгорание. К симптомам выгорания относят усталость, обесценивание своей работы, недовольство собой, своим окружением. Часто выгорание становится следствие большой учебной нагрузки, тревоги из-за ответственных экзаменов и контрольных. Иногда выгорание может быть следствием трудных жизненных обстоятельств, непростой обстановкой в семье и т.д (Бочавер, Михайлова, 2023).
Чтобы поддерживать учеников важно, чтобы в школе был сформирован доброжелательный школьный климат. Важным элементом школьного климата является безопасность: чтобы поддерживать чувство безопасности важно с одной стороны, формулировать четкую и прозрачную систему правил, с другой стороны, заботиться о поддержании доброжелательной и принимающей атмосферы. Отношения со сверстниками и учителями тоже важны: отзывчивые взрослые, участие взрослых в конструктивном разрешении конфликтов между детьми, профилактика буллинга - все это позволит улучшить климат школы. На климат школы влияет и то, как выстроен учебный процесс: насколько ученики понимают и разделяют учебные цели, прозрачная система оценивания, спокойная и поддерживающая реакция на ошибки и т.д. И, наконец, даже материальная среда школы играет свою роль: приятный дизайн помещений, удобство и комфорт в школе поддерживают позитивный школьный климат (Бочавер, Корнеев, Хломов, 2022).
При этом важно и вовремя заметить “красные флаги”, подробные рекомендации о разных формах неблагополучия и профилактике рисков предлагает Городской психолого-педагогический центр Департамента образования г.Москвы.
Отвечая на вопрос, мы опирались на источники:
1. Ma, L., Luo, H., & Xiao, L. (2021). Perceived teacher support, self-concept, enjoyment and achievement in reading: A multilevel mediation model based on PISA 2018. Learning and individual differences, 85, 101947.
2. Бочавер, Александра, и МихайловаОксана. 2023. «Выгорание школьников: адаптация опросника на российской выборке». Вопросы образования / Educational Studies Moscow, вып. 2 (июнь) https://doi.org/10.17323/1814-9545-2023-2-70-100.
3. Alexandra A. Bochaver, Korneev A., Khlomov K. School Climate Questionnaire: A New Tool for Assessing the School Environment Frontiers in Psychology. 2022. Vol. 13. Article 871466.
4. Полезные материалы ГППЦ ДОНМ: https://gppc.ru/oo/negative/useful/ (дата обращения 18.04.2024)