Что делать с бесконтрольным использованием телефонов на уроках?

Использование гаджетов во время уроков демотивирует учителя, провоцирует сильные переживания и вызывает ощущение беспомощности. В рубрике "Вопрос-ответ" делимся рекомендациями и полезными ссылками.

Что делать с бесконтрольным использованием телефонов на уроках?

"Мне сложно принять, что дети пользуются телефонами детьми на уроках. Я веду кружок по основам семейной жизни в 7 и 8 классах. Для подростков норма не слушать меня, не работать на занятии, а играть в телефоне. Сначала пыталась уговаривала убрать телефоны, но сейчас смирилась. Не урок же, а кружок. Вроде не обязательная вещь. Но очень неприятно говорить и пытаться получить обратную связь, когда все мысленно отсутствуют. Как вовлечь ребят в занятие?"

Спасибо большое за вопрос. Очень легко понять ваши чувства: тот факт, что вовлеченность учеников в занятие важна для учителя подтверждают и научные исследования: например, вовлеченность учеников оказывает воздействие на то, в какой мере учитель доволен своей работой (Kengatharan, 2020). Использование же смартфонов, действительно, имеет и свои положительные стороны, и недостатки: например, может отвлекать от учебы, мешать сосредоточиться (Колесников, Мельник, Теплова, 2018). С декабря 2023 года использование смартфона на учебных занятиях законодательно ограничено (Федеральный закон от 19.12.2023 № 618-ФЗ), а для повышения IT-безопасности Городским психолого-педагогическим центром Департамента образования и науки г.Москвы подготовлен ряд материалов, которые могут использовать педагоги.

Что может помочь на занятиях? С одной стороны, важно обговорить правила с участниками Вашего кружка. Так как к вам на занятия приходят ребята из старших классов, важно, чтобы они приняли участие в этом обсуждении, чтобы правила были выработаны совместно: в том числе можно договориться и о том, что на уроке телефоны стоит оставлять в рюкзаке. 

Исследования говорят, что вовлеченность учеников складывается из трех компонентов: это возможность проявлять самостоятельность, возможность устанавливать доброжелательные отношения с одноклассниками и педагогами, возможность получать знания и навыки, которые помогают решать жизненные задачи (Гордеева, 2010). Для поддержания самостоятельности может быть полезным обсуждать с учениками их увлечения: что им нравится, чем они хотят заниматься, что их заинтересовало, какие вопросы у них есть. Кроме этого, для работы кружков и внеурочных мероприятий могут быть использованы более “мягкие” и “горизонтальные” практики: обсуждение спорных ситуаций с учениками, участие в формирование программы занятий, рефлексивный круг и т.д (Гавриленко, 2022). Для поддержания доброжелательной атмосферы можно продумывать традиции, устраивать мероприятия, которые поддерживают “горизонтальное” общение: дискуссии, обсуждения, совместные праздники. Эффективно, с точки зрения повышения вовлеченности, использовать активные стратегии обучения, например, групповую работу. Подробное описание таких стратегий с примерами описаны в статье Пинской, Дьяконовой, Михайловойи др. (Пинская, Дьяконова, Михайлова, 2023).

Отвечая на вопрос мы опирались на следующие источники:

1. Kengatharan, N. (2020). The effects of teacher autonomy, student behavior and student engagement on teacher job satisfaction. Educational Sciences: Theory & Practice, 20(4)

2. Колесников Вадим Николаевич, Мельник Юрий Иванович, Теплова Лидия Ивановна Мобильный телефон в учебной деятельности современного старшеклассника и студента // Непрерывное образование: XXI век. 2018. №2 (22). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/mobilnyy-telefon-v-uchebnoy-deyatelnosti-sovremennogo-starsheklassnika-i-studenta

3. Федеральный закон от 19.12.2023 № 618-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации" (http://publication.pravo.gov.ru/document/0001202312190026?index=3)

4. Гавриленко П.А. Изменения в представлениях и практиках школьных учителей как основа для самостоятельного действия подростка. Институциональный подход. Психологическая наука и образование. 2022. Т. 27. № 3

5. Гордеева, Т. (2010). Теория самодетерминации: настоящее и будущее. Часть 1: Проблемы развития теории. Психологические исследования, 3(12). https://doi.org/10.54359/ps.v3i12.906

6. Гордеева, Т. (2010). Теория самодетерминации: настоящее и будущее. Часть 2: Вопросы практического применения теории. Психологические исследования, 3(13). https://doi.org/10.54359/ps.v3i13.895

7. Пинская М. А., Дьяконова Т. В., Михайлова А. М., Нежевенко Е., Пехова Г. В., Полецкая А. Б., Романовская А. И. Педагогические стратегии активного учения: теория и практика Образовательная политика. 2022. № 3(91). С. 18-33.