Как педагогу относиться к требованию носить школьную форму?

С одной стороны, подросткам необходимо самовыражаться и форма этому препятствует. С другой стороны, есть “Положение о школьной форме” и необходимость следовать правилам, в том числе дресс-коду. Как найти баланс и на что опереться, чтобы ответить учителю на этот вопрос в первую очередь для себя.

Как педагогу относиться к требованию носить школьную форму?

Замечаю, что подростки любят выражать свои увлечения через одежду или аксессуары: значки и нашивки на рюкзаках, детали одежды и т.д. Не понимаю, как в этому относиться. С одной стороны, почему ученики обязательно должны носить офисный стиль в школу, если они хотят одеваться так как им нравится? С другой стороны, есть “Положение о школьной форме”, казалось бы не так уж сложно в школу прийти так, как требуется. Как понять, помогает ли форма учиться или мешает? И если форма уже есть, как сделать так, чтобы подростки ее носили?


Действительно, вы точно подметили: противоречия между детьми и взрослыми о том, как одеваться в школу, возникают достаточно часто. По закону об образовании школа может сделать обязательным ношение школьной формы, однако при этом должна учесть мнение и родителей, и самих обучающихся (ст.38 Закона об образовании РФ). 

Традиция школьной формы появилась в средневековых школах, чтобы скрыть разницу между учениками из бедных семей: одинаковая одежда помогала детям из бедных семей не стесняться своего внешнего вида (Щербак, 2019). Со временем эта задача школьной формы ушла на нет, но появилась другая: поддерживать ощущение причастности, быть элементом сообщества (Fosseen, 2002). Отличная иллюстрация такой функции школьной формы есть в книгах Джоан Роулинг о Гарри Поттере, где у каждого факультета были свои хорошо узнаваемые цвета и символы.

Однозначно говорить о вреде или пользе школьной формы с позиции исследователей не получится (Reidy, 2021) . Некоторые исследования подтверждают, что школьная форма помогает создать рабочую атмосферу на уроке и улучшает дисциплину, однако эта практика работает, только если учитель использует и другие практики: поддерживает хорошие отношения с учениками, использует эффективные технологии обучения, последовательно выстраивает учебный процесс. Но есть и доводы “против”: школьная форма затрудняет адаптацию новых учеников. Часто школа требует от учеников носить одежду офисного стиля, это снижает физическую активность учеников в школе, что, в свою очередь, негативно сказывается на физическом и психологическом благополучии.

Если говорить о спорах между взрослыми и учениками, то многие подростки не против носить форму, которая им нравится (Мухина, 2018). Поэтому здесь важным будет скорее то, как в школе выстроен процесс принятия правил: привлекают ли взрослые подростков к обсуждению вопросов, есть ли культура диалога, достаточно ли правила прозрачны для всех участников процесса, достаточно ли взрослые последовательны. Второй важный аспект - существуют ли практики разрешения конфликтов и споров: найдется и тот, кто правила нарушит - и тогда важным будет, как школа действует для того, чтобы разрешить это противоречие. Например, Государственный психолого-педагогический Центр Москвы разрабатывает практики примерения для школ, которые могут быть полезны и учителям, и родителям, и самим детям.  И, наконец, даже если в школе приняты строгие правила относительно формы, то можно разнообразить рутину придумывая события, которые позволяют одеваться необычно: например, можно устроить конкурс кигуруми или неделю японской культуры. Такие события не только помогают подросткам выразить себя, но могут нести и образовательную задачу: рассказать о разных культурах, об истории искусств, о разных направлениях в искусстве и т.д.  Любое увлечение, даже сиюминутное, может быть адаптировано для обучающих задач: это и поддержит интерес, и будет полезным времяпрепровождением.

Отвечая на вопрос мы опирались на источники: 

1. Мухина, М. В. Нужна ли школьная форма? / М. В. Мухина, Е. С. Мухина Е С // Социальные и технические сервисы: проблемы и пути развития : сборник статей по материалам V Всероссийской научно-практической конференции, Нижний Новгород, 20 ноября 2018 года / Нижегородский государственный педагогический университет им. К. Минина. – Нижний Новгород: федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования "Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина", 2018. – С. 138-141.
2. Щербак Анастасия Андреевна, Богданова Арина Олеговна Школьная форма в современном обществе // Вопросы науки и образования. 2019. №12 (59). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/shkolnaya-forma-v-sovremennom-obschestve (дата обращения: 24.05.2024).
3. Fosseen, Linda Lee Abel. School uniforms and sense of school as a community: Perceptions of belonging, safety, and caring relationships in urban middle school settings. University of Houston, 2002.
4. Reidy, Johanna. "Reviewing school uniform through a public health lens: Evidence about the impacts of school uniform on education and health." Public Health Reviews 42 (2021).
5. Официальный сайт Московской городской службы примирения https://gppc.ru/oo/negative/gsp/