Почему подростки подражают деструктивным формам поведения, следуют за теми, кто оказался в неблагополучной ситуации?

Педагоги готовы принимать увлечения подростков, но что делать, если эти увлечения связаны с риском для  благополучия? Сложно примириться с тем фактом, что ребенок связался с "плохой компанией" и теперь стремиться соответствовать ей во всем.

Почему подростки подражают деструктивным формам поведения, следуют за теми, кто оказался в неблагополучной ситуации?

Я полностью не принимаю тот факт, что подростки порой следуют за моделью поведения своих ровесников, которые прогуливают уроки, не выполняют домашки, могут периодически огрызаться на просьбы учителей, курят в туалетах в школе и т.д. и т.п. Для меня в этой модели поведения нет ничего крутого и достойного, наоборот, она вызывает отвращение. Однако дети, которые раньше вели себя примерно, могут последовать за такой ролевой моделью. Почему это происходит? 

 

Спасибо большое за ваш вопрос, ваши чувства очень понятны. Некоторые исследования говорят о том, что важную роль в удовлетворенности работой для учителей играют именно отношения с учениками  [Lopes, Oliveira, 2020]. Важная ценность для учителей – всестороннее развитие учеников: и когнитивное, и эмоциональное, и физическое [Serrão и др., 2023]. Не удивительно, что вас так расстраивает, когда кажется, что усилия «уходят в песок». 

Что может помочь? Важно в таком поведении подростков видеть не бунт против вашей системы ценностей, а некоторое послание, которое они хотят сообщить окружающим и для которого у них не всегда хватает слов. Часто подростки, которым не удается выстроить доверительные отношения со взрослыми в семье или школе, обращаются за «своей стаей», где легко почувствовать себя «своим», принятым, успешным. 

Однако хорошая новость в том, что заразительным является и положительный пример: у детского и подросткового коллектива есть большой воспитательный потенциал, о чем писали А.С. Макаренко, И.П. Иванов, О.С. Газман. Советские классики педагогики говорят о том, что важным жизненным ресурсом такого позитивного коллектива является практика совместных «интересных дел». Чтобы вовлечь учеников в участие в таких проектах, будет здорово учитывать в них те сиюминутные увлечения, которые есть у подростков: то, что вызывает эмоциональный отклик здесь и сейчас. Так, например, в одной из школ, с которой мы сотрудничали, младшие школьники были увлечены машинками на радиоуправлении: так сложилось, что сразу у нескольких мальчиков появилась такая машинка, что создало сиюминутный тренд: вскоре машинки разного вида были уже у всех учеников не только в классе, но и в параллели. Учителя предложили детям организовать гонки: дети спланировали и подготовили в помещении школы треки разной сложности, продумали систему призов, организовали турнир. Увлечения подростков бывает чуть сложнее “поймать” взрослым, и здесь было бы важным услышать идеи самих детей и помочь им найти подходящую для школы форму для ее воплощения. 

Если вам хотелось бы познакомиться с такой идеей более хорошо, то многие методические аспекты подготовки и проведения “интересных дел” есть в Интернете в открытом доступе. Цифровая среда и виртуальные игры с одной стороны расширяют возможности по организации совместных  интересных дел, но, безусловно, имеют и большие риски, которые важно учитывать, таких как, например, развитие игровой зависимости [Пинская, 2022 ]. Тем не менее, современные исследования все чаще обращаются к идее педагогического потенциала киберспортивных мероприятий и стремятся формировать культуру здорового увлечения играми, использовать игровой потенциал для воспитания личности [Канина, Пурскалова, Семак, 2021].  Событие можно приурочить к какой-то важной дате: окончание учебного года, День Знаний,  День Победы, Новый Год, к какой-то значимой для школы. Чтобы дать возможность ученикам с разными способностями проявиться, характер дел может разниться: какие-то из них могут иметь познавательную направленность, какие-то – трудовую, какие-то спортивную, музыкальную, художественную и так далее. Такие мероприятия эффективны при выполнении главного условия: важно, чтобы коллективное дело было действительно коллективным: чтобы оно было спланировано, подготовлено совместно с учениками, опираясь на их интерес, инициативу, идеи. 


Отвечая на вопрос, мы использовали следующие источники:

1. Бочавер А. А. Школьный буллинг как совместная деструктивная реакция на стресс // Психология стресса и совладающего поведения: устойчивость и изменчивость отношений, личности, группы в эпоху неопределенности., 2022. С. 190–194.
2. Канина С. Ю., Пурскалова Ю. В., Семак М. А. Киберспорт как фактор формирования метапредметных компетенций у обучающихся старшего школьного возраста // Вестник Чувашского государственного педагогического университета им. ИЯ Яковлева. 2021. № 1 (110). С. 141–147.
3. Пинская М. В. Киберспорт и интернет-коммуникация студентов // Социальные смыслы спортивной духовности., 2022. С. 57–64.

4. Поливанова К. Н., Струкова А. С., Дементьева Д. Ю. Воспитательные практики отечественной школы. Современная аналитика образования. № 6 (74). Москва: НИУ ВШЭ, 2023.
5. Lopes J., Oliveira C. Teacher and school determinants of teacher job satisfaction: a multilevel analysis // School Effectiveness and School Improvement. 2020. Т. 31. № 4. С. 641–659.
6. Serrão R. и др. Teachers’ and Parents’ Perceptions on Desired and Practised School Mission: Alignments and Misalignments // Leadership and Policy in Schools. 2023. Т. 0. № 0. С. 1–17.

В статье дана ссылка на Энциклопедию коллективных дел:http://kommunarstvo.ru/biblioteka/bibivaent.html