Как реагировать на подростковый сленг?

Отношение к подростковому сленгу  неоднозначное. Однако, сленг выполянет множество функций, в том числе важных для подростка. Он позволяет подросткам пройти этап сепарации, безопасного эксперимента со своей речью, которая служит основой для формирования идентичности. Несмотря на преимущества сленга, в школе установлены правила, регулирующие нормы речи. Что в школе уместно, а что нет и почему, разбираемся с экспертами Центра. 

Как реагировать на подростковый сленг?

Мне бывает трудно принять тот факт, что подростки в разговоре со мной используют сленг или эвфемизмы для мата (например, ответ “ХЗ” на вопрос учителя). Как на это реагировать? 


Спасибо большое за вопрос! Сленг, обсценная и сниженная лексика - это вечный камень преткновения между поколениями. И, кстати, это отличительная черта не только подросткового возраста, а любого поколения людей. О том, как и почему возникают новые слова, как они набирают популярность прекрасно рассказал лингвист Максим Кронгауз в книге “Русский язык на грани нервного срыва”

Если же говорить о подростках, то подростковый возраст - это время формирования идентичности, сепарации от мира взрослых и это явление присутствует в культуре по всему миру (Иващенко, 2021) . Именно поэтому подросткам так важно освоить свой “птичий” язык, который отличал бы их от старшего поколения, и именно поэтому сленг так непостоянен: на смену “чувакам” и “чувихам” из лексикона стиляг в 2000-ые пришли “чел” и “чикса”, а сейчас мы слышим “скуф”, “альтушка” и “нормис”. Использование же обсценной лексики, часто обусловлено желанием справиться с эмоциональным напряжением,  показать свою взрослость, избежать насмешек, продемонстрировать причастность к тому или иному социальному кругу (Собкин, Ткаченко, 2004).  Другими словами, взрослым не стоит воспринимать это слишком лично: это лишь этап взросления, такой же неизбежный, как изменения, происходящие с подростком в физиологической сфере.

Однако задача взрослых -  быть ролевой моделью, проводником в мир принятых в культуре норм, носителями этикетных формул. Главную роль в этом играют не столько лекции или нотации, сколько то, как учитель себя ведет изо дня в день. Вы наверняка замечали, как часто подростки, которым доверили вести уроки во время дня самоуправления, по привычке повторяют  все те привычные фразы, которые слышат от учителей на уроках. 

Но не только ежедневное общение важно: оставлять без внимания ситуацию, когда ученик обращается к учителю, используя сленг, с точки зрения воспитательных задач тоже было бы неверно. Важно набраться терпения и быть готовым многократно повторить, что в общении с вами это неуместно. Можно обсудить правила вместе с учениками, объяснить особенности ролевого взаимодействия между учениками и учителями, что уместно в этом взаимодействии, а что нет. 

Самому учителю тоже важно следить за уважительным общением. Так, например,исследователи из Института русского языка им.Пушкина, выяснили, что студентов задевает, когда преподаватели в личной переписке не здороваются, общаются пренебрежительно, поручают задачи как “личным ассистентам”, подолгу игнорируют опросы или общаются свысока - но часто преподаватели не замечают таких мелочей. Можно предположить, что и подростков в школе может это задевать. Учителю важно научиться смотреть на свои действия глазами подростков, слышать обратную связь от подростков, формировать привычку замечать те мелочи, которые могут  оказаться для обидными или неприятными. Очень полезный совет дал Януш Корчак учителям и воспитателям: наблюдать, быть внимательными к детям, чуткими, не сваливать на них всю ответственность за отношения со взрослыми, и тогда сами дети помогут разобраться, как наилучшим образом найти с ними общий язык (Корчак, 1920; изд.2022).

На нашем сайте вы найдете материал по итогам панельной дискуссии в рамках Международного московского салона образования, посвященной проблеме сленга. А также записан подкаст с филологом Инной Зибер "Подростковый сленг как уникальльное языковое явление". 

Отвечая на вопрос мы использовали источники: 

  • Иващенко Д.Е. Особенности употребления сленга американскими и британскими подростками (на материале современных телесериалов) // Иностранные языки в контексте межкультурной коммуникации. 2021. №XIII. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/osobennosti-upotrebleniya-slenga-amerikanskimi-i-britanskimi-podrostkami-na-materiale-sovremennyh-teleserialov (дата обращения: 21.06.2024).

  • Корчак, Януш. Как любить ребенка. Азбука-Аттикус, 2022.

  • Собкин, И. С., Ткаченко, О. В. «Культура» речи современного подростка. Начальная школа До и После, 29-32, 2004