Почему подростки увлекаются рисковыми видами деятельности?

Рисковое поведение наполнено романтизмом приключений, азартом пробы,  экспериментированием с собой и с окружающим миром. Понимание особенностей возраста отчасти снижает градус тревоги взрослых. Где риск, там и опасность. В материале проясняем, что еще стоит за рисковым поведением и когда действительно стоит волноваться.  

Почему подростки увлекаются рисковыми видами деятельности?

Иногда подростки выбирают увлечения, которые связаны с высоким риском: включаются в агрессивные компании, увлекаются “зацеперством”, пытаются проникнуть в заброшенные здания и так далее. Почему это так увлекает подростков и как с этим быть?


Подростковый возраст - это очень непростой период взросления. Одна из задач этого периода - стать взрослым, самостоятельным человеком, научиться ориентироваться в мире, опираясь на свои ценности, брать на себя ответственность за свои поступки, просчитывать последствия своих действий. Одна из доминант поведения в этом возрасте - это доминанта романтики: тяга к неизвестному, рисковому, героическому: им хочется “пробовать на прочность этот мир каждый день”, пробовать себя, свои силы (Молчанов, 2023). Перед взрослыми, взаимодействующими с подростками, стоит сложная задача, требующая вдумчивости, филигранности, внимательности, мудрости: с одной стороны, важно поддерживать подростка в его стремлении освоить мир и стать самостоятельным, с другой стороны - подстраховать, обеспечить безопасность, помочь разобраться в “правилах игры”, увидеть последствия тех или иных поступков. 

При этом многие подростки способны здраво оценить риски, и далеко не всегда соглашаются на опасные авантюры. Среди факторов, которые повышают вероятность рискованного поведения в исследованиях выделяют постоянное чувство одиночества, накопленный опыт риск социального отвержения, когда подросток не видит другого способа почувствовать себя причастным, кроме как примкнуть к опасной активности. Другими словами, это не вполне удачный способ, которым подросток пытается адаптироваться, преодолеть эмоциональное напряжение, справиться с отчаянием. И тогда задача взрослого - относиться к этому как к крику о помощи (Tomova et.al, 2021).

Что можно сделать? С одной стороны, важно предоставлять подростку ситуации, гда он может почувствовать себя активным и деятельным участником, попробовать свои силы: это могут быть спортивные активности, походы, экспедиции, творческие проекты, разного рода состязания и конкурсы. В научной литературе описан опыт организации выездных школ - такие школы помогают получить опыт работы в команде, завести друзей, выстроить отношения с учителями и другими взрослыми, получить новый опыт, преодолеть рутину (Дронзик, Обухов, 2023). Почувствовать риск, научиться справляться с ситуациями вызовов можно и в походах: под руководством опытного инструктора и при наличии грамотного психологического сопровождения подростки получают возможность развить волевые качества личности, стрессоустойчивость и т.д. (Верин-Галиций и др., 2022). 

Кроме того, важно вовремя замечать подростков в группе риска - вести профилактику школьного буллинга, поддерживать благоприятный школьный климат (Бочавер, 2021). Если ситуация уже возникла, то можно обратиться к памятке о том, как реагировать на ситуации правонарушений со стороны подростков, которую разработал Городской психолого-педагогический центр г.Москвы. 


Отвечая на вопрос мы использовали источники: 

Tomova, L., Andrews, J. L., & Blakemore, S. J. (2021). The importance of belonging and the avoidance of social risk taking in adolescence. Developmental Review, 61, 100981.

 Бочавер А. А. Последствия школьной травли для ее участников // Психология. Журнал Высшей школы экономики. 2021. Т. 18. № 2. С. 393-409.doi

Верин-Галицкий Д.В., Плюснин В.В., Ткач А.А. Воспитательный потенциал походного направления туристско-краеведческой деятельности как средство формирования патриотизма подростков// Педагогическое искусство. 2022. №1. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/vospitatelnyy-potentsial-pohodnogo-napravleniya-turistsko-kraevedcheskoy-deyatelnosti-kak-sredstvo-formirovaniya-patriotizma (дата обращения: 02.07.2024).

Дронзик А. Б., Обухов А. С. Выездные формы организации учебного процесса в школах: образовательные и социальные эффекты // Исследователь/Researcher. 2023. № 3. С. 128-155.

Молчанов, С. В.  Психология подросткового и юношеского возраста : учебник для академического бакалавриата / С. В. Молчанов. — Москва : Издательство Юрайт, 2023. — 352 с. — (Высшее образование). — ISBN 978-5-534-16443-5. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/531072 (дата обращения: 02.07.2024).