Как помочь подростку выбрать направление профессиональной подготовки?

Многие подростки уже в средней школе должны определиться с профессией, так как перед ними встает задача выбрать профильный класс. Часто у ребят к этому времени ещё нет устойчивых интересов. Поэтому они могут сделать этот выбор необдуманно, увлекшись, например, популярным сейчас блогерством, предлагающим красивую жизнь. Что лежит в основе профессионального выбора и как педагогу помочь подростку самоопредедиться в эпоху сильного влияния соц. сетей?

Как помочь подростку выбрать направление профессиональной подготовки?

Социальные сети предлагают красивую жизнь с постоянными путешествиями, без представления о том, как на самом деле устроена профессия блогера и что нужно для того, чтобы добиться в ней успеха. Как можно помочь подросткам профориентироваться?

Большое спасибо за ваш вопрос. С похожими переживаниями о самоопределении детей сталкиваются как педагоги, так и родители. Взрослые часто беспокоятся о том, что ребенок может быть подвержен влиянию со стороны сверстников или социальных сетей, что может только дополнительно путать и уводить все дальше от того, что могло бы подойти именно ему (Dai et al., 2022). И, действительно, это подтверждается исследованиями, которые показывают, что подростки оказываются подвержены влиянию нативной рекламы от популярных инфлюенсеров в соцсетях, и что их друзья и сверстники могут играть ключевую роль в выборе дальнейших образования и карьеры (Lin, Vijayalakshmi, Laszniak, 2019; Naz et al., 2014).

Что  можно сделать? Чтобы профессионально  самоопределиться, важно знать себя, понимать свои сильные и слабые стороны, прислушиваться к своим чувствам и желаниям. С другой стороны, школьнику важно ориентироваться в современном рынке труда и иметь представление о том, какие существуют профессии, о том, как, например, выглядит рабочий день специалиста определенной сферы. Решением этих вопросов может стать профессиональная проба — программа погружения в различные профессии посредством теоретической и практической подготовки школьников (Блинов, Сергеев, 2015; Чистякова и др., 1995). Для организации профессиональной пробы в школу могут быть приглашены представители разных профессий и высших учебных заведений, которые проводят с подростками занятия, позволяющие им примерить на себя роль того или иного специалиста. Это позволит школьнику как узнать больше о разных профессиях, так и понять, какие из них ему подходят.

Основная идея профессиональной пробы — это показать школьнику, как выглядит та или иная работа изнутри, поэтому, если в вашей школе по каким-то причинам нет возможности организовать полноценный курс-погружение, вы всегда можете пробовать знакомить ребят с разными профессиями на классных часах и на экскурсиях в вузы или предприятия.

 

Для того, чтобы познакомиться с  новой профессией блогера, существуют бесплатные курсы, например «Школа авторов VK». Обучение предполагает погружение в основу сторителлинга, продюсирования,  маркетинга и брендинга. Опираясь только на названия направлений можно представить, что профессия эта не настолько проста, как может показаться с первого взгляда. Столкновение с настоящим, изучение "изнанки" профессии - лучшее средство снизить свои нереалистичные ожидания.

1)    Блинов В. И., Сергеев И. С. Профессиональные пробы в школьной профориентации: путь поисков // Профессиональное образование и рынок труда. 2015. № 1/2. С. 42–45.

2)    Комплект учебно-методической документации для проведения профессиональных проб / С.Н. Чистякова, М.С. Гуткин, Е.А. Рыкова и др. — Кемерово: ОблИУУ, 1995. — 143 с.

3)     Lin M. H., Vijayalakshmi A., Laczniak R. Toward an understanding of parental views and actions on social media influencers targeted at adolescents: The roles of parents’ social media use and empowerment //Frontiers in Psychology. – 2019. – Т. 10. – С. 2664.

4)     Naz A. et al. Peer and friends and career decision making: A critical analysis //Middle-East Journal of Scientific Research. – 2014. – Т. 22. – №. 8. – С. 1193-1197.

5)    Telzer E. H. et al. Challenging stereotypes of teens: Reframing adolescence as window of opportunity //American Psychologist. – 2022. – Т. 77. – №. 9. – С. 1067.