Как вовлечь подростков во внеурочные активности?
В школе много возможностей для того, чтобы подросток мог попробовать себя в разных видах деятельности. Но чаще всего они не хотят. Их сложно вовлечь в разные мероприятия. Кто и так активен, везде участвует. А как быть с теми, кто не активен, не реагирует на предложения учителя, игнорирует внеучебную жизнь школы?
Большое спасибо за вопрос! Вы не одиноки в поисках того, как заинтересовать подростков участвовать в различных внеучебных мероприятиях. Учителя, исследователи и государственные деятели по всему миру работают и думают над этим в связи с возрастающей скукой и отчуждением у учеников, а также со снижением уровня достижений и вовлеченности в то, что происходит в школе, в т. ч. и в само обучение (Fredricks, Eccles, 2006).
При этом внеурочная деятельность подразумевает “добровольность участия детей во внеучебных занятиях, свободу выбора поручений и формы их реализации”, что по сути противоречит возможности вовлечь всех подростков в нее (Енин, 1999; Шувалов, 2010). Можно считать нормой, что даже делая много попыток, учитель все ещё не может заинтересовать каждого участвовать во внеучебных мероприятиях.
Однако, все же есть способы повышения мотивации незаинтересованного подростка к участию во внеучебных мероприятиях. Во-первых, желание действовать на основе собственных интересов считается врожденным, согласно теории самодетерминируемой личности (Ryan, 2023). Это значит, что непосредственно развить потребность в таком участии невозможно. Зато можно создать условия для того, чтобы желание проявилось в действиях. Для этого важно создавать отношения связности, безопасной привязанности с педагогом, с одноклассниками, предоставлять выбор, учитывать точку зрения подростка, давать ему возможность для самовыражения, минимизируя критику и контроль. Также продолжать предлагать, стараясь предугадать, что может быть интересно подростку или прямо его об этом спросив, избегая подталкивания, давления, манипуляций. Во-вторых, согласно теории социального научения на молодых людей сильное влияние в вопросах формирования убеждений и поведения оказывают их окружение и взаимоотношения с другими, в число которых входят и учителя в школе (Bandura, 1977; Hancock, Dyk, Jones, 2012). Следовательно, если педагог сам положительно относится к мероприятиям, к участию в которых он приглашает школьников, то даже мало заинтересованные ученики могут с большей вероятностью в них вовлечься. Это позволит педагогу сформировать более положительное отношение к мероприятию и, соответственно, обогатит и дополнит презентацию внеучебной активности ученикам.
Исходя из этого, получается, что наибольший успех в привлечении школьников к участию во внеучебной деятельности будет иметь тот учитель, который:
1. поддерживает и уважает решение подростка;
2. предлагает занятия в соответствие с интересами подростка, учитывает их при проеткировании мероприятия;
3. сам положительно относится к тому, что он советует детям.
При этом сложно представить ситуацию, когда всем детям и/или педагогам одинаково нравятся все проводимые мероприятия даже внутри одной школы.
Литература:
1. Енин А.В. Внеклассная работа в системе воспитания творческой активности подростков: автореф. … на соиск. уч. степени канд. пед. наук. – М., 1999.
2. Шувалов Д. В. Особенности организации внеучебной деятельности подростков в современной школе // Теория и методика обучения и воспитания. — 2010. — С. 347-351.
3. Bandura A. Social learning theory. - New York: General Learning Press., 1977.
4. Fredricks J. A., Eccles J. S. Is extracurricular participation associated with beneficial outcomes? Concurrent and longitudinal relations //Developmental psychology. – 2006. – Т. 42. – №. 4. – С. 698.
5. Hancock D., Dyk P. H., Jones K. Adolescent involvement in extracurricular activities: Influences on leadership skills //Journal of Leadership Education. – 2012. – Т. 11. – №. 1. – С. 84-101.
6. Ryan, R. M., Reeve, J., Kaplan, H., Matos, L., & Cheon, S. H. (2023). Education as flourishing: Self-determination theory in schools as they are and as they might be.