Как обсуждать "горячие" политические темы с подростками?
"За последние два года обсуждение политики прочно вошло в повседневность школы и жизнь подростков. Дети на переменах обсуждают новости, свои политические пристрастия, горячо спорят на эту тему, высказывают своё мнение и запрашивают его у учителей. Несмотря на то, что у меня, как у учителя, есть свои политические взгляды, свое отношение к происходящему, я опасаюсь обсуждать эти темы в школе. Более того, в силу возраста, эти взгляды подчас очень радикальны. Но понимаю, что подросткам это обсуждение необходимо. Как выстроить с ними диалог, чтобы поддержать их, но в то же время не разжигать рознь и споры, не задеть ничьих чувств? Мое мнение для них важно".
Благодарим за вопрос! Тема, которую вы в нем затронули, действительно непростая. Здорово, что несмотря на имеющееся у вас беспокойство, вы готовы об этом говорить и хотите в первую очередь поддержать подростков.
Подростковый возраст как жизненный этап невозможно рассматривать вне рамок социального контекста, т.к. человек в этот период приобретает психологические изменения, позволяющие ему повзрослеть, именно в момент взаимодействия с внешним миром, окружающей его социальной средой (Хломов, 2016). Поэтому обсуждение подростками политических тем, вполне соответствует особенностям возрастного периода и окружающей школьников действительности.
Исходя из вашего вопроса, заметно, что вы понимаете важность этих обсуждений для подростков и хотели бы выстроить с ними диалог. По вашим наблюдениям, подростки во время политических дискуссий могут быть довольно агрессивными. В целом, подростковому возрасту характерна повышенная эмоциональность. Она связана, с одной стороны, с физиологическими изменениями и, с другой стороны, с возрастанием требований к подростку в сфере образования, самоопределения, со сложностями, с которыми девушки и юноши сталкиваются в построении дружеских и романтических взаимоотношений (Кон, 1988; Педрини и коллеги, 2021). Так, получается, что эмоциональность и конфликтность школьников, обсуждающих политику, также может находиться в рамках возрастной нормы.
Следовательно, разногласия на политические темы среди подростков можно рассматривать так же, как и любые другие конфликты. В общем конфликты — это неотъемлемая часть коммуникации не только в подростковом возрасте, поэтому полностью их избежать или предотвратить было бы сложно (Karimova, 2015). Важным представляется то, как именно юноши и девушки выходят из ситуаций споров и разногласий, т.е. какую стратегию они используют. Наиболее оптимальным способом разрешения конфликта считается сотрудничество, подразумевающее принятие прав каждого из участников ситуации на собственное мнение, анализ причин возникновения разногласий и поиск приемлемого для сторон выхода из сложившихся обстоятельств (Голубева, 2019). В описанной ситуации вы как педагог можете предложить подросткам стратегию сотрудничества для разрешения споров и снятия эмоционального напряжения, вызванного ими, и выступить в качестве медиатора в разворачивающейся на политические темы дискуссии.
Кроме того, подростки могут использовать дискуссии о сложных социальных темах не только как возможность выяснить отношения, но и как один из механизмов построения собственной идентичности. Понимая, какие взгляды им ближе и вступая в дебаты со своими одноклассниками, они поддерживают и развивают структуры формирующейся самости, а именно учатся соотносить себя с референтной группой, осознают собственную уникальность, переживают опыт целостности, связанности своего настоящего с прошлым и будущим, получают поддержку от ребят, разделяющих их позицию (Эриксон, 1996). Таким образом, не стоит пугаться этих обсуждений в классе, т.к. оно позволяет подросткам узнать новый способ совладания с конфликтными ситуациями и выстроить собственную идентичность.
Про медиативные практики можно почитать на сайте школьной службы примирения.
Литература:
1. Хломов К. Д. Социальные риски в контексте индивидуальных жизненных траекторий современных подростков //Социальная психология и общество. – 2016. – Т. 7. – №. 2. – С. 109-125.
2. Кон И.С. Ребенок и общество. Историко-этнографическая перспектива. М.: Наука, 1988. 270 с.
3. Pedrini L. et al. Emotional Regulation in Teens and Improvement of Constructive Skills (EmoTIConS): study protocol for a randomized controlled trial //Trials. – 2021. – Т. 22. – С. 1-13.
4. Karimova L. S. Prevention of interpersonal conflicts in teenagers’ environment //Procedia-Social and Behavioral Sciences. – 2015. – Т. 191. – С. 1843-1847.
5. Голубева Т. В. Профилактика межличностных конфликтов у обучающихся в учреждениях закрытого типа : дис. – 2019.
6. Эриксон Э. Идентичность: юность и кризис. М.: Издательская группа «Прогресс», 1996. 344 с.