Зеркальная лаборатория

Центр исследований современного детства победил в конкурсе проектов «Зеркальные лаборатории». Вместе с Лабораторией возрастной психологии и практик развития Сибирского федерального университета мы работаем над проектом «Развитие автономии и самостоятельности детей дошкольного и младшего школьного возраста».

Цель проекта – определить, как инициатива, приобретенная ребенком в дошкольном возрасте, связана с дальнейшим развитием его учебной самостоятельности в младшем школьном возрасте. Мы хотим проследить и описать норму и форму самостоятельности от дошкольного к младшему школьному возрасту, и выявить связь форм обучения и воспитания в дошкольных организациях, в школе и семье со становлением способности самостоятельно обеспечивать свое обучение – с учебной и школьной самостоятельностью.

Задачи исследования делятся на три категории – теоретические, эмпирические и практические:
Теоретические задачи исследования:

  • Провести теоретический анализ понятия “детская автономия/самостоятельность” применительно к дошкольному и младшему школьному возрасту;
  • Провести анализ особенностей развития автономии и самостоятельности детей в зависимости от родительских установок и представлений о норме развития детской автономии;
  • Разработать модель перехода дошкольных видов инициатив в учебную самостоятельность.
Эмпирические задачи исследования:
1. Разработать инструменты качественного и количественного изучения: 
  • установок и представлений о детской самостоятельности у родителей дошкольников и младших школьников;
  • характерных дошкольных видов инициатив у детей 5-6 лет (творческая, коммуникативная, познавательная, инициатива целеполагания);
  • учебной самостоятельности  учащихся начальной школы.
2. Установить связь между дошкольными видами автономии и учебной самостоятельностью при  переходе ребенка из детского сада в школу с помощью лонгитюдного исследования:
  • изучить траектории развития детской автономии и самостоятельности при переходе ребенка из детского сада в школу; 
  • описать феноменологию проявления самостоятельности дошкольника и младшего школьника в детско-родительских отношениях;
  • выделить и описать типы ситуаций проявления самостоятельности в детско-родительских отношениях;
  • определить стилевые характеристики родительского отношения, поддерживающие или препятствующие проявлению самостоятельности ребенка;
  • исследовать представления родителя о месте ребенка в семейной системе и их связи с самостоятельностью ребенка.
Практические задачи исследования:
  • Описать (спроектировать) переход с дошкольной ступени образования в школьную с учетом преемственности условий становления самостоятельности.
  • Оформить методические рекомендации педагогам и родителям дошкольников и младших школьников по этапам и динамике  становления самостоятельности ребенка.

Участники проекта:
Елизавета Викторовна Сивак, директор Центра исследований современного детства
Катерина Николаевна Поливанова, научный руководитель Центра исследований современного детства
Александра Алексеевна Бочавер, научный сотрудник Центра исследований современного детства
Ксения Викторовна Павленко, аналитик Центра исследований современного детства
Оксана Семеновна Островерх, руководитель Лаборатории возрастной психологии и практик развития
Федоренко Елена Юрьевна, главный научный сотрудник Лаборатории возрастной психологии и практик развития
Александрова Оксана Викторовна, главный научный сотрудник Лаборатории возрастной психологии и практик развития
Калиновская Ксения Сергеевна, главный научный сотрудник Лаборатории возрастной психологии и практик развития

План мероприятий на 2021 г.:
Разработка программы исследования, инструментов для интервью с родителями, воспитателями, протоколы наблюдений за детьми в детских садах
Подготовка обзоров по теме исследования (обзор исследований о факторах, влияющих на развитие самостоятельности в дошкольном и младшем школьном возрасте; обзор практик развития самостоятельности, используемых в детских садах и др.)
Проведение первого этапа лонгитюда (интервью с родителями и воспитателями, наблюдение за детьми в детских садах)
Проведение научных мероприятий (объявления появятся в разделе Новости и анонсы)

Новости

16 ноября 2021 г. состоялась открытая лекция Катерины Николаевны Поливановой “Новая школа для новых детей”. На лекции были затронуты три ключевые темы:
- как меняется современное детство: о современной семье, особенностях развития и взрослении детей в новейшем времени
- какие традиционные особенности школы вступают в противоречие с прогрессивной реальностью и как меняется школьная среда, отвечая на вызовы новейшего времени
- располагает ли школьная среда к развитию автономии и самостоятельности детей и правда ли, что бич современности - инфантильность подрастающего поколения?
Эта лекция - спецпроект “Мастерской учителя”, организованный совместно с магистерской программой “Педагогическое образование” и Центром исследования современного детства в рамках исследовательского проекта “Развитие автономии и самостоятельности детей дошкольного и младшего школьного возраста» («Зеркальные лаборатории» НИУ ВШЭ). 

17 марта 2022 г. в рамках 19-ой ежегодной международной конференции «Тенденции развития образования: Право и свобода в образовании» мы провели Круглый стол «Самостоятельность ребенка в школе: миф или реальность». Целью мероприятия мы видели обозначить и оценить противоречивые условия для развития самостоятельности в массовой школе. В мероприятии приняли участие семь спикеров: Гавриленко Полина Алексеевна, Богданова Эмилия Ибрагимовна, Королева Яна Павловна, Королев Артем Владимирович, Пазынин Валерий Вячеславович, Бочавер Александра Алексеевна, Валайтис-Винобер Кристина Анатольевна. Модерировала дискуссию Поливанова Катерина Николаевна.
Спикеры подготовили краткие выступления о том, практикуется ли самостоятельность в современных государственных массовых школах, какие есть возможности и ограничения для развития самостоятельности у школьников сегодня. Затем мы обсуждали, какие существуют дополнительные возможности для развития самостоятельности учеников государственных школ. 
Гавриленко Полина (аспирантка Института образования НИУ ВШЭ, педагог) рассказала о зонтичности термина «самостоятельность», предложила варианты его операционализации, возможные поведенческие маркеры аналогов самостоятельности.
Богданова Эмилия (аспирантка Института образования НИУ ВШЭ, учитель обществознания, координатор информационной и олимпиадной работы, координатор волонтерского актива) выступила с сообщением о том, какие школьные пространства и практики доступны школьникам, а что ограничивает самостоятельность действий ученика, в том числе во внеурочной среде.
Королева Яна (аспирантка Института образования НИУ ВШЭ, психолог) обозначила, как на учебном материале происходит развитие навыка саморегулируемого обучения или учебной самостоятельности.
Пазынин Валерий (директор ГБОУ «Школы №1561») представил практики развития самостоятельности принятые на разных ступенях образования в школе №1561. 
Королёв Артем (педагог-психолог, ГБОУ "Школа № 1503") рассуждал о том, как школа помогает развитию навыка самостоятельности, самоконтроля, самоорганизации с точки зрения школьного психолога. Он подчеркнул, что взгляды подростков могут быть искаженными, формируя небезопасное, асоциальное поведение.  
Бочавер Александра (научный сотрудник Центра исследований современного детства института образования НИУ ВШЭ, кандидат психологических наук) сфокусировалась на характере предъявляемого родителями запроса к школе касаемо самостоятельности.   
Валайтис - Винобер Кристина (Директор по правовым вопросам АНОО «Школа 800», Нижний Новгород) рассмотрела через призму законодательной базы, как с точки зрения права регламентируется самостоятельность школьника, а также рассказала о том, какие нормы позволяют развивать самостоятельность, а какие мешают.
В заключительной части Круглого стола у слушателей была возможность поделиться впечатлениями и мыслями, задать вопросы спикерам. Мероприятие было продуктивным и с точки зрения работы над нашим исследованием: возможность посмотреть на понятие самостоятельности под разными углами дало возможность более увидеть новые точки практического приложения результатов исследования. Мы благодарим Московскую высшую школу социальных и экономических наук за организацию конференции и за возможность участвовать в ней и ждем новых встреч!