• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Проекты


Современные родители и образовательные программы для родителей

1. Исследования современных родительских культур:

Родительские культуры и дискурс о воспитании детей существенно изменились за последние три десятилетия. Мы изучаем новые родительские практики, установки и обыденные теории воспитания, внутрисемейные взаимодействия по поводу воспитания ребенка и ухода за ним. Также нас интересуют информационные запросы родителей. Исследования по этому направлению ведутся с 2014 года. За это время накоплена большая эмпирическая база (более 60 интервью, данные анкетных опросов родителей и дневниковые записи).

2. Образовательные программы для родителей:
Мы изучаем, как должны быть устроены образовательные программы для родителей, разрабатываем образовательные программы для тьюторов и самих родителей. Здесь мы используем как анализ международного опыта, так и результаты наших исследований современных родителей и их запросов в области образования и психолого-педагогической поддержки.

Публикации в рамках проекта:

Поливанова К.Н.  Современное родительство как предмет исследования // Психологическая наука и образование psyedu.ru. 2015. Том. 7, № 3. С. 1-11. doi:10.17759/psyedu.2015070301 
Sivak E., Smirnov I. Gender Bias in Sharenting: Both Men and Women Mention Sons More Often Than Daughters on Social Media / Cornell University. Series math "arxiv.org". 2018.
Козьмина Я. Я., Сивак Е. В. Влияют ли на родительскую самоэффективность разногласия с родственниками по поводу правил воспитания и ухода за ребенком? // Журнал социологии и социальной антропологии. 2015. С.65-81. 
Михайлова (Козьмина) Я. Я. Педагогические представления матерей первоклассников // Психологическая наука и образование www.psyedu.ru. 2017. Т. 9. № 1. С. 75-85.
Поливанова К.Н., Вопилова И.Е., Нисская А.К. Образовательные программы для родителей: история и современные тенденции // Педагогика. 2015. №7. С. 95-101.
Поливанова К. Н., Вопилова И. Е., Козьмина Я. Я., Нисская А. К., Сивак Е. В. Образовательные программы для родителей: история и современные тенденции // Вопросы образования. 2015. № 4.


Развитие самостоятельности у современных детей: сферы, последовательности, механизмы

Цель проекта: Создание модели развития детской самостоятельности на ландшафте современной повседневной жизни детей в семье, школе и других средах на протяжении школьного возраста. Планируется междисциплинарное изучение автономии современных школьников в сочетании с межпоколенным сравнением, изучением родительских установок в отношении самостоятельности детей и внутренней позиции самих детей в отношении взросления, которое в дальнейшем позволит разработать систему прикладных проектов в области профессионализации и досуга подростков и молодежи, позволит обновить научные представления о границе «ребенок/взрослый» и заполнит пробелы в представлениях об устройстве повседневной жизни современных школьников.

 

Основные научно-исследовательские задачи:

- изучение становления самостоятельности современных детей разного возраста в разных сферах жизни;
- изучение внутренней позиции детей в отношении собственного взросления, отдельных навыков и зон ответственности и проектирования ими своей жизни;
- исследование практик родительского контроля и предоставления детям самостоятельности;
- сравнительные исследования формирования самостоятельности в разных поколениях и культурах.

 

 Публикации в рамках проекта:

Бочавер А.А., Корзун А.Н., Поливанова К.Н. Уличный досуг детей и подростков. Психология: Журнал Высшей школы экономики. 2017. Т. 14. № 3. С. 470–490. URL: https://psy-journal.hse.ru/2017-14-3/211467690.html
Поливанова К. Н., Бочавер А. А., Нисская А. К. Взросление пятиклассников: 1960‑е vs 2010-е // Вопросы образования. 2017. № 2. С. 185-205. URL: https://vo.hse.ru/2017--2/207116214.html
Bochaver A., Korzun A., Polivanova K. Kids, Streets, and Activities / NRU Higher School of Economics. Series PSY "Psychology". 2016. No. WP BRP 71/PSY/2016. URL: https://wp.hse.ru/data/2017/03/06/1166653541/71PSY2016.pdf

 
Исследование образовательной среды современных подростков


Современное образовательное пространство размыкается: на рынке появляется все больше образовательных сервисов и товаров. Школьники занимаются различными видами деятельности, в которых порой трудно разделить досуг, развлечения и обучающие программы. Рост предложения в сфере образования и изменение образовательного пространства может означать новые виды социальной дифференциации и усиление образовательного неравенства. Мы изучаем не только возможности, которые предоставляет система образования и территория, но и реальный доступ к новым образовательным сервисам и превращение их в ресурс развития школьника.

Публикации в рамках проекта:

Polivanova K. N., Lebedev M. V., Sivak E. V. Children’s Extracurricular Activities / Пер. с рус. // Russian Education and Society. 2016. Vol. 58. No. 9-10. P. 642-649.
Сивак Е. В., Глазков К.П. Жизнь вне класса: повседневная мобильность школьников // Вопросы образования. 2017. Т. 2. С. 113-133.
Глазков К.П. Сивак Е. В. Равные шансы // Директор школы. 2017. Т. 2. № 215. С. 82-85.
Поливанова К. Н., Любицкая К. А. Семейное образование в России и за рубежом // Современная зарубежная психология. 2017. Т. 6. № 2. С. 72-80.


Исследование повседневных практик и благополучия подростков
Образовательные исследования традиционно фокусируются на академических достижениях подростков. Повседневная жизнь и благополучие, в том числе психологическое, остается чёрным ящиком. Практически нет надежных данных о внутреннем устройстве этого чёрного ящика и происходящих в нём процессах – повседневной жизни и важных показателях благополучия подростков (эмоциональных состояниях в течение дня, уровне тревожности и депрессии, сне и др.). Как ритмы жизни подростка (сон, прогулки, общение, настроение) меняются в течение недели, месяца, года? Как эти ритмы зависят от академических циклов? Как меняется эмоциональное состояние подростка – например, когда она/он приходит в школу или на конкретный урок? Как различаются повседневные практики (например, сон) школьников с разной успеваемостью? Как много они двигаются и сколько времени проводят на улице? Исследование позволит получить данные для ответа на эти и другие актуальные вопросы, касающиеся повседневности школьников и их благополучия.
Эмпирической базой исследования служат автоматически собираемые данные с сенсоров мобильных телефонов (GPS), открытые данные профилей в социальных сетях, данные, полученные с помощью мобильного приложения для выборочного исследования опыта (experience sampling), и данные анкетных опросов. Эти данные предоставляют новые возможности изучения подростковой повседневности. С помощью социальных сетей, например, ВКонтакте, можно построить структуру социальных связей между ровесниками и изучить их интересы, выявить связи интересов школьников с их полом, возрастом и успеваемостью. Данные сенсоров мобильных телефонов позволяют выявить паттерны повседневного поведения подростков.

Задачи исследования:
1. описать поведение и эмоциональное состояние подростков в динамике,
2. найти показатели, которые обладают большой предсказательной силой в изучении важных характеристик школьников (их эмоционального состояния, успеваемости, и др.). В перспективе это позволит прогнозировать с помощью автоматически собираемых данных изменение этих важных характеристик (например, снижение успеваемости или появление симптомов депрессии).

Публикации:

Смирнов И. Б., Сивак Е. В., Козьмина Я. Я. В поисках утраченных профилей: достоверность данных ВКонтакте и их значение для исследований образования // Вопросы образования. 2016. № 4. С. 106-122.
Поливанова К. Н., Смирнов И. Б. Что в профиле тебе моем: Данные «ВКонтакте» как инструмент изучения интересов современных подростков // Вопросы образования. 2017. № 2. С. 134-152.


 

Реализованные проекты

 

Социально-экономический контекст развития дополнительного образования: исследование в школах Москвы (2017)

Целью исследования было создание информационной основы для принятия управленческих решений, направленных на развитие системы дополнительного образования в школе, исходя из социально-экономических условий ее существования и имеющихся образовательных ресурсов.
Актуальность данного исследования задана двумя тенденциями. Первая связана с растущим государственным и общественным запросом на изменение традиционной системы среднего образования. Один из векторов изменений – это тенденция к расширению образовательного пространства школы за счет использования школой ресурсов городской среды, а так же за счет обогащения форматов предоставляемого образования. Для школ задача проектирования системы дополнительного образования является сегодня исключительно важной. Выбор стратегии развития дополнительного образования – это выбор стратегии расширения образовательного пространства школы, а значит выбор школой миссии, определения своей роли на территории и способа взаимодействия с городской средой, со школьниками и их семьями.
Следующая тенденция, диктующая актуальность данного исследования, связана с необходимостью изучения социально-экономических условий, в которых находится школа. В последние 10 лет увеличивается количество публикаций, в которых обозначается проблема растущей дифференциации между российскими школами. Эти различия между школами фиксируются и на основе использования наших российских показателей (ЕГЭ и ГИА) и на основе данных международных сравнительных исследований (PISA, PIRLS и других). По всем исследованиям вывод один – зависимость образовательных результатов от социально-экономического контекста очень большая, а различия по этому показателю в России в целом очень значительны. Несмотря на изоморфность таких организаций, как школы, влияние условий и контекстных характеристик на их существование и развитие – огромно. Эти условия определяют как сами цели и критерии качества, на которые равняется руководство школы, так способы достижения выбранных целей. Одна школа пытается достигать высоких показателей ЕГЭ, находясь в условиях жесткой конкуренции за контингент с сильными образовательными организациями-соседями, для другой высокорейтинговой, селективной школы задачи повышения образовательных результатов будут второстепенной по сравнению с задачами развития и укрепления своего бренда, третья школа, вынужденная работать с социально неблагополучными семьями, будет акцентировать внимание на задачах социализации и социального благополучия школьников. Таким образом, изучение социальных условий важно, когда школа пытается выстраивать стратегию своего развития в целом и стратегию развития дополнительного образования в частности.

Исследование включало опрос семей школьников, интервью с представителями администрации школ, анализ образовательных ресурсов школы и территории. Всего исследование было проведено в 15 школах. В результате исследования были получены следующие результаты:
- Создана методика изучения социально-экономических условий, в которых существует школа,
- Разработана методика оценки "детской" инфраструктуры района, в котором находится школа,
- Разработаны модели развития дополнительного образования школы, различающиеся в зависимости от особенностей контингента и территории школы,
- Сформулированы рекомендации по вовлечению школьников в дополнительное образование в зависимости от имеющихся у семей культурных и экономических ресурсов
- Подготовлены рекомендации для образовательных учреждений по использованию культурно-образовательных ресурсов прилегающих территорий.

Проект реализован при финансовой поддержке Департамента образования г. Москвы.

Год Л.С. Выготского в Институте образования

В 2016 году исполнилось 120 лет со дня рождения Льва Семеновича Выготского (1896 – 1934), советского психолога, основоположника культурно-исторической психологии, автора публикаций, посвященных психологии развития, дефектологии, когнитивному развитию ребенка. Несмотря на короткий жизненный путь, он оказал огромное влияние на развитие психологии в России и во всем мире. В 21 веке специалисты начинают говорить о «ревизионистской революции в выготсковедении», заключающейся в пересмотре традиционного восприятия научного наследия Л.С. Выготского и попытках развития его идей на материале незавершенных или малоизвестных трудов. 120-летие со дня рождения Выготского отмечалось во всем мире. В Институте образования 2016-й год был объявлен Годом Выготского, в рамках которого проходили разнообразные тематические мероприятия. Прошла серия публичных лекций «Культурно-историческая теория и современность», которые прочитал главный эксперт Института образования, доктор психологических наук Б.Д.ЭльконинВидеозапись лекций можно посмотреть на канале Института образования на YouTube. Самым крупным мероприятием стал Международный симпозиум "Л.С. Выготский и современное детство", одним из соорганизаторов которого стал Центр исследований современного детства. Симпозиум проходил в ноябре 2016 г. Основными целями симпозиума стал анализ и обсуждение представлений о ребенке, детстве и взрослении, характерные для первой половины 20 века и начала 21 века; рефлексия использования понятий культурно-исторической теории в современных исследованиях детства и взросления, основные достижения по развитию данной теории; переосмысление содержания основных понятий/метафор культурно-исторической теории в контексте особенностей современного общества.

Подробно информация о конгрессе и симпозиуме представлена на сайтах мероприятий:
https://vygotsky.hse.ru/childmodern
https://vygotsky.hse.ru/

Сборник тезисов по итогам работы международного симпозиума:  сборник тезисов ЛС Выготский и современное детство.pdf

Социальные сети как новая практика развития подростков

Проект был направлен на психолого-педагогическое и социологическое изучение социальных сетей как массового явления среди современных российских подростков. Общение в сети в рамках проекта рассматривается как форма замещения и дополнения традиционного интимно-личностного общения подростков. Признавая потенциальные опасности социальных сетей, проект нацелен на обнаружение, с одной стороны, особенностей виртуального общения в отличие от непосредственного, с другой, на поиск развивающего потенциала этого пространства.
Проект проводился при поддержке Центра фундаментальных исследований НИУ ВШЭ.
Результаты исследования представлены в статьях:
Polivanova K. N. The new reality of adolescent peer interaction: Introduction of a new Instrument / Working papers by NRU HSE. Series WP IE "Научные доклады Института образования". 2015.
Королева Д. О. Использование социальных сетей для целей образования и социализации подростка: аналитический обзор эмпирических исследований (международный опыт) // Психологическая наука и образование. 2015. Т. 20. № 1. С. 28-37.
О методе исследования интересов и проблем подростков рассказывается в материале "Подростки выстраивают границы между личным и публичным" на экспертном сайте ВШЭ.

Уличный досуг детей и подростков

 
Уличное пространство для детей и молодежи в российском психолого-педагогическом контексте рассматривается в основном двояко: а) улица – это насыщенное культурное пространство (катки, парки, ярмарки, выставки, фестивали, пикники и т.п.).; б) улица – это источник риска (злоупотреблений психоактивными веществами, вандализма, «зацепинга» и других форм небезопасного, криминального или виктимного поведения). Многочисленные международные исследования показывают, что в значительной мере уличное пространство является для детей развивающим, поскольку позволяет им учиться осваивать среду и ее ресурсы, распознавать безопасные и небезопасные ситуации, изучать свои физические возможности (силу, ловкость, скорость реакции и т.п.). Наиболее «интригующими» и непростыми характеристиками этой среды являются безопасность и контролируемость взрослыми. С одной стороны, кажется абсурдом подвергать детей какому бы то ни было риску; с другой стороны, только в частично непредсказуемой среде дети могут выработать минимальные навыки самостоятельности. Современная тенденция повышения родительского контроля отдаляет момент освоения детьми окружающего их пространства: они выходят в него более взрослые и информированные, но в то же время оказываются менее опытными и более наивными, чем, например, их сверстники в прошлых поколениях.
Раньше дети с 3-4 лет проводили очень много времени на улице, осваивая разнообразные игры, изучая территорию, выполняя миссии по пристраиванию котят и щенков, развлекаясь разными околохулиганскими выходками, придумывая разные рискованные мероприятия, общаясь со сверстниками в скрытых от взгляда взрослых местах, и т.п. Сейчас по мере того, как уличная среда воспринимается родителями как все более опасная, а дети оказываются все более загруженными учебой, уличный досуг детей существенно меняется, особенно это касается городского пространства. Дети позже начинают самостоятельно передвигаться по городу, их маршруты в основном пролегают между их основными и дополнительными учебными учреждениями, а само по себе время пребывания на улице значительно меньше. Они реже играют в уличные игры и ищут секретные места и в то же время активно используют предлагаемые средой возможности, такие, как посещение парков и музеев, кафе и антикафе, часто предпочитая улице территорию торговых центров.
Цель данного проекта состояла в том, чтобы выяснить, для чего используют современные дети и подростки уличное пространство, в чем сходство и различия между поколениями и регионами, и какова в целом роль уличного досуга в социализации детей и подростков: для чего он нужен и как могут влиять на его позитивные и негативные эффекты взрослые – родители и специалисты. Основным методом был опрос: вначале мы опросили взрослых, предложив им рассказать, как они проводили время на улице, а затем попросили школьников прокомментировать эти воспоминания.

Основные результаты представлены в препринте:
Бочавер А. А., Корзун А. Н., Polivanova K. N. Kids, Streets, and Activities / NRU Higher School of Economics. Series PSY "Psychology". 2016. No. WP BRP 71/PSY/2016.


Превращение из младшего школьника в подростка


В классических психологических трудах описан характерный признак, по которому можно судить о переходе ребенка в подростковый возраст: это появление субъективного чувства взрослости, которое выражается в желании подростка, чтобы взрослые относились к нему не как к маленькому, а как к взрослому; в стремлении к самостоятельности и в желании оградить некоторые сферы своей жизни от вмешательства взрослых; и в выстраивании своей линии поведения, несмотря на несогласие со стороны взрослых или друзей.
В классических психологических трудах описан характерный признак, по которому можно судить о переходе ребенка в подростковый возраст: это появление субъективного чувства взрослости, которое выражается в желании подростка, чтобы взрослые относились к нему не как к маленькому, а как к взрослому; в стремлении к самостоятельности и в желании оградить некоторые сферы своей жизни от вмешательства взрослых; и в выстраивании своей линии поведения, несмотря на несогласие со стороны взрослых или друзей.
Наш проект был направлен на изучение перехода к подростковому возрасту в современных условиях. Основным методом было наблюдение. Участники нашей исследовательской междисциплинарной команды (психологи, социологи, историки), в том числе волонтеры, провели включенное наблюдение за пятиклассниками в одной московской школе с целью отследить динамику превращения детей в подростков. Пятый класс был выбран не случайно. Во-первых, это дети в среднем 11 лет, которые находятся «на подступах» к «подростковости» и демонстрируют явно разный уровень зрелости – как психологической, так и физиологической. Во-вторых, наше наблюдение являлось «ремейком» исследования 1960-х годов, проводившегося под руководством Д.Б.Эльконина и Т.В.Драгуновой, где наблюдение велось за пятиклассниками. В исследовании ставились две основных цели: описать признаки перехода детей из младшего школьного в подростковый возраст в современных условиях; осуществить сравнение данных 1960-х годов с данными 2010-х, поскольку одним из ключевых научных интересов всей группы является изучение специфики современного детства и по возможности сравнение его с детством других поколений.

Видеозапись семинара "Современное детство: От младшего школьника к подростку в 1960-е и 2010-е гг." о том, как меняются современные дети и подростки.

Основные результаты представлены в статье:
Поливанова К. Н., Бочавер А. А., Нисская А. К. Взросление пятиклассников: 1960‑е vs 2010-е // Вопросы образования. 2017. № 2. С. 185-205.

Размыкание институциональных образовательных пространств: семейное образование

В настоящее время альтернативные формы обучения становятся более востребованными и популярными, набирая в свои ряды все большее число последователей по всему миру. Одним из мировых трендов в сфере образования сегодня и актуальным запросом не только российских, но и зарубежных родителей к государственной системе образования является семейное образование. В 1992 году был принят закон об образовании, который легализовал обучение детей в форме семейного образования, что стало примером делегирования государством части полномочий на образование детей родителям.
Родители (законные представители), практикующие семейное образование по всему миру, различаются по уровню образования, образу жизни и вероисповеданию, но все они без исключения, движимые родительской заботой и стремлением раскрыть весь потенциал своих детей, надеются создать образовательную и воспитательную атмосферу дома. Но родители сталкиваются с барьерами, которые содержат в себе механизмы реализации их прав на обучение детей в форме семейного образования.
Наше исследование было посвящено изучению описанию существующих барьеров в реализации семейного образования в Российской Федерации. Проект был направлен на получение ответов на следующие вопросы:
1. Какие причины побуждают родителей (законных представителей) выбирать семейное образование?
2. Какие барьеры встречаются родителям (законным представителям) при переходе и при реализации семейного образования?
3. Каким образом (при помощи каких структур) родители (законные представители) преодолевают данные барьеры?

Методы исследования: интервью с родителями (законными представителями), которые практикуют семейное образование, и онлайн - опрос.
Презентация "Семейное образование в России и за рубежом"

Дошкольное образование

Мониторинг экономики образования
В 2016 году наш центр впервые принял участие в масштабном проекте НИУ ВШЭ, в котором из года в год анализируются экономические аспекты образовательного процесса на разных уровнях.
Нам удалось сфокусировать внимание на самой ранней ступени образования – дошкольной. В ходе исследования была сформирована широкая выборка респондентов из различных субъектов Российской Федерации, были привлечены педагоги, родители и руководители дошкольных отделений, впервые были получены данные не только о затратах на образование, но и об ожиданиях родителей от дошкольного образования. Было установлено, что именно родители в разных регионах считают главной задачей детского сада, каким учреждениям они отдают предпочтение и почему, как они представляют себе «конечный продукт» дошкольного образования – своего ребенка перед поступлением в первый класс.
Особенной задачей МЭО в этом году стало исследование представлений педагогов и администрации о важнейших условиях развития ребенка-дошкольника, их знаний о принципах Федерального Стандарта (ФГОС ДО) и умения внедрять эти положения в жизнь.
По результатам МЭО был составлен комплексный, разносторонний портрет современного российского дошкольного образования («Информационный бюллетень»). 

Образовательные траектории в современном дошкольном детстве: переход из детского сада в школу и благополучие детей

Сегодня впервые с момента появления дошкольного образования оно становится официальной ступенью общего. Именно с детского сада теперь начинается построение образовательной траектории, которую конструирует семья для ребенка.
Основными факторами, определяющими выбор и реализацию образовательной траектории на данном этапе, выступают ресурсы образовательной организации и запросы родителей.
Современное дошкольное образование предлагает разнообразные условия для поддержания и развития благополучия ребенка: широкий выбор сервисов, различные пространственные и социальные условия, разнообразные методики. Тем не менее, данная институция априори удерживает единое, обобщенное понимание благополучия ребенка.
Современные родители наоборот все чаще расходятся в представлении о благополучии: выбирают сервисы исходя из своих уникальных возможностей, индивидуальных особенностей и склонностей ребенка, педагогической концепции и т.д.
Изучению того, как выстраивается образовательная траектория современного дошкольника в контексте этого противоречия, посвящен блок исследований «Образовательные траектории в современном дошкольном детстве»./В настоящее время в рамках проекта при поддержке ДОгМ реализуется исследование «Обеспечение преемственности дошкольного и школьного уровней образования в ТОК», посвященное переходному периоду между окончанием детского сада и поступлением в первый класс.
Исследование направлено на следующие вопросы:
- как представляют себе благополучное дошкольное детство родители?
- какие условия для благополучия ребенка создаются в детском саду?
- какие представления родителей и практики воспитателей влияют на образовательную траекторию в этом возрасте?
- что может помочь сохранению благополучия ребенка в переходный период? Во многом проект связан со значительными преобразованиями, произошедшими в школах и садах города Москвы.
Наша задача – понять, каким образом создание территориальных образовательных комплексов (а именно - объединение детских садов и школ) сказалось на тех детях, которым предстоит совершить непростой переход из подготовительной группы в первый класс. Какие созданы условия, чтобы ребенок, вступая в новую жизнь, с одной стороны почувствовал себя настоящим первоклассником, уже «большим», а с другой – не оказался подавленным этой резкой переменой?
Мы исследовали предметную среду, отношения с воспитателем, организацию преемственности и другие условия развития в которых воспитываются дети 6-7 лет в детском саду. Нами был проведен мониторинг психологической готовности к школе детей из разных сред, а в октябре мы и планируем узнать – для кого же из обследованных детей (и в каких ТОКах) переход в первый класс станет радостью, а для кого – испытанием.
Проблема готовности детей к школе и перехода в первый класс из детского сада рассмотрена в статье:
Иванова А. Е., Нисская А. К. Стартовая диагностика детей на входе в начальную школу и оценка их прогресса в течение первого года обучения // Школьные технологии. 2015. № 2. С. 161-168.  

Проект проводился при поддержке Департамента образования города Москвы.

Образовательные программы для родителей (2016-2017)

Целью проектов была разработка концепции родительского образования и образовательных программ для родителей. В рамках проекта был проведен всероссийский опрос двух тысяч матерей и отцов. На основе изучения информационных запросов были разработаны девять образовательных программ для родителей юридической и психолого-педагогической направленности. Проект проводился при финансовой поддержке Министерства образования и науки РФ в рамках мероприятий Федеральной целевой программы развития образования.

Пространство взросления в большом городе (2014-2016)

Современная ситуация взросления характеризуется "размыканием" образовательного пространства. Если несколько десятилетий назад основная образовательная деятельность была сосредоточена в школе, то сегодня город предоставляет все большее число "детских" сервисов. Но "город" для детей с разным бэкграундом разный: доступ к различным сервисам и в целом опыт освоения города, вероятно, в значительной степени опосредован семьей ребенка (установками, имеющимися ресурсами, принятыми в семье досуговыми практиками и др.).
Наш проект был нацелен на комплексное изучение «пространства взросления» детей и подростков: дополнительных занятий, «ареала обитания» детей и его изменений с возрастом, независимой мобильности и надзора взрослых, совместного времени ребенка с родителями и др. Нас интересует, различаются ли эти аспекты пространства взросления в зависимости от культурного капитала и социально-экономического статуса семьи, а также района, в котором живет ребенок.
В рамках исследования был проведен анкетный опрос родителей и детей, а также интервью с роителями и администрацией школ. 
Репортаж об исследовании на портале IQ 

Исследование проводилось при финансовой поддержке Департамента образования г. Москвы. 

Публикации: 
Поливанова К. Н., Сивак Е. В. Доступ к дополнительному образованию. Влияние характеристик семьи // В кн.: Образование и социальная дифференциация: коллективная монография / Отв. ред.: М. Карной, И. Д. Фрумин, Н. Н. Кармаева. М. : Издательский дом НИУ ВШЭ, 2017. Гл. 4.3. С. 416-430. 
Сивак Е. В., Глазков К. П. Жизнь вне класса: повседневная мобильность школьников // Вопросы образования. 2017. Т. 2. С. 113-133. 
Глазков К. П., Сивак Е. В. Равные шансы // Директор школы. 2017. Т. 2. № 215. С. 82-85. 
Polivanova K. N., Lebedev M. V., Sivak E. V. Children’s Extracurricular Activities / Пер. с рус. // Russian Education and Society. 2016. Vol. 58. No. 9-10. P. 642-649. 

Образовательные программы для родителей и родительская самоэффективность (2014)

Описание проблемного поля
В рамках нашего исследовательского и практического проекта современное родительство анализировалось и проблематизировалось в связи с особенностями современных вызовов, с которыми сталкивается молодой образованный родитель. Среди этих трендов мы выделяем следующие: размывание понятных, наглядно представленных опытом взросления стереотипов и образцов воспитания, рост вариативности практик семейного воспитания, рост предложения на рынке товаров и услуг. Все это характеризует закат «естественного» родительства и переход его в область сознательно планируемых стратегий. Обращение к экспертному знанию, что характерно для образованной части населения в ситуации родительства, приводит к неопределенности в силу содержательной несогласованности даваемых рекомендаций. В такой ситуации неопределенности очень важным становится субъективное мнение самой матери о том, справляется ли она со своей ролью. Если же есть чувство того, что она не понимает, не эффективна, не достаточно хороша, а «груз ответственности» велик – возникает множество негативных переживаний.

Самоэффективность – категория описания опыта современных родителей
Поэтому в нашем проекте мы исходили из того, что ощущение родителя, сможет ли она/он справиться с задачами воспитания ребенка – оценка родительской самоэффективности (parental self-efficacy) является ключевой для обсуждения проблем родительства в современных условиях. Имеющиеся исследования говорят о том, что уровень родительской самоэффективности влияет на реальное поведение родителей, взаимоотношения родителя с ребенком, поведение ребенка и его успехи. Для родителей высокая самоэффективность является тем ресурсом, который может лечь в основу их представлений о своей роли, мере своей ответственности, возможности оказать влияние на ребенка, построить и реализовать наиболее благополучную стратегию развития. 

Эмпирическое исследование
В эмпирической части нашего исследования разработан опросник, позволяющий оценить уровень родительской самоэффективности, проверить гипотезы о связи самоэффективности с другими переменными. В ходе глубинных интервью была предпринята попытка выделить те категории, при помощи которых родители описывают свой родительский опыт, определить наиболее актуальные темы, выявить специфику их проблем в современных условиях, характеризующихся отсутствием единственной правильной траектории родительства. 
Проведено исследование основных трудностей родителей, возникающих в области воспитания детей, включающее количественный опрос 1700 респондентов, анализ 35 глубинных интервью и 315 дневниковых записей. Анализ данных продолжается в данный момент.

Практическое применение
На основе применения конструкта самоэффективности и принципов ее формирования создана программа поддержки и образования родителей детей дошкольного возраста. Она состоит из тематических модулей, реализуемых как в комплексе, так и по отдельности. Основной целью программы является создание условий для изменения позиции родителя и повышения его психолого-педагогической грамотности.

Результаты работы по данному направлению представлены в следующих публикациях: 

Поливанова К.Н.  Современное родительство как предмет исследования // Психологическая наука и образование psyedu.ru. 2015. Том. 7, № 3. С. 1–11. 
Поливанова К. Н., Вопилова И. Е., Козьмина Я. Я., Нисская А. К., Сивак Е. В. Самоэффективность как содержательная основа образовательных программ для родителей // Вопросы образования. 2015. № 4. С. 184-200. 
Поливанова К.Н., Вопилова И.Е., Нисская А.К. Образовательные программы для родителей: история и современные тенденции // Педагогика. 2015. №7. С. 95-101. 
Козьмина Я. Я., Сивак Е. В. Влияют ли на родительскую самоэффективность разногласия с родственниками по поводу правил воспитания и ухода за ребенком? // Журнал социологии и социальной антропологии. 2015. Т. 81. № 4. С. 65-81.

 

 

 


 

Нашли опечатку?
Выделите её, нажмите Ctrl+Enter и отправьте нам уведомление. Спасибо за участие!