• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Проекты

Основные направления работы Центра

Год Л.С. Выготского в Институте образования

Основные мероприятия

В 2016 году исполняется 120 лет со дня рождения Льва Семеновича Выготского (1896 – 1934). Эта дата отмечается во всем мире. В Институте образования ВШЭ 2016-й год объявлен Годом Выготского, в рамках которого проходят разнообразные тематические мероприятия. Л.С.Выготский – советский психолог, основатель культурно-исторической концепции, автор публикаций, посвященных психологии развития, дефектологии, когнитивному развитию ребенка. Несмотря на короткий жизненный путь, он оказал огромное влияние на развитие психологии в России и во всем  мире. В 21 веке специалисты начинают говорить о «ревизионистской революции в выготсковедении», заключающейся в пересмотре традиционного восприятия научного наследия Л.С.Выготского и попытках развития его идей на материале незавершенных или малоизвестных трудов.

11, 12 и 18 февраля 2016 г. в Институте образования прошла серия публичных лекций «Культурно-историческая теория и современность», которые прочитал главный эксперт Института образования, доктор психологических наук Б.Д.Эльконин. Видеозапись лекций можно посмотреть на канале Института образования на YouTube.

12-14 сентября состоялась международная конференция Ed Crunch, партнерами которой выступил Институт образования. В рамках конференции прошла пленарная дискуссия "Школа Выготского в дошкольном образовании" при участии К.Н. Поливановой, а также  состоялся открытый  семинар из серии «Современное детство: Электронные сервисы - место ли им в дошкольном детстве?», организованный Центром исследований современного детства. 

28-30 сентября в Москве проходила Международная конференция «Игровая культура современного детства», одним из ее организаторов и партнеров выступил Институт образования НИУ ВШЭ.
К.Н. Поливанова и сотрудники Центра исследований современного детства организовали и провели работу содержательной и интересной секции «Философия детской игровой культуры и социально-культурные контексты». 

15-16 ноября 2016 г. в рамках Международного когресса к 120-летию Л.С. Выготского состоится Международный симпозиум "Л.С. Выготский и современное детство".
Основными целями симпозиума станут анализ и обсуждение представлений о ребенке, детстве и взрослении, характерные для первой половины 20 века и начала 21 века; рефлексия использования понятий культурно-исторической теории в современных исследованиях детства и взросления, основные достижения по развитию данной теории; переосмысление содержания основных понятий/метафор культурно-исторической теории в контексте особенностей современного общества.

Тезисы и заявки на участие принимаются до 30 сентября 2016 г.

Подробно информация о конгрессе и симпозиуме представлена на сайтах мероприятий:
https://vygotsky.hse.ru/childmodern
https://vygotsky.hse.ru/

Современное детство: социализация внутри и вне системы образования

Социальные сети как новая практика развития подростков 

Проект направлен на психолого-педагогическое и социологическое изучение социальных сетей как массового явления среди современных российских подростков. Общение в сети рассматривается как форма замещения и дополнения традиционного интимно-личностного общения подростков. Признавая потенциальные опасности социальных сетей, проект нацелен на обнаружение, с одной стороны, особенностей виртуального общения в отличие от непосредственного, с другой, на поиск развивающего потенциала этого пространства.


Первые результаты данного исследования представлены в статьях:

Polivanova K. N.    The new reality of adolescent peer interaction: Introduction of a new Instrument    / Working papers by NRU HSE. Series WP IE "Научные доклады Института образования". 2015.

 Polivanova K. N. The new reality of adol..ntroduction of a new Instrument (PDF, 1.45 Мб)

Королева Д. О. Использование социальных сетей для целей образования и социализации подростка: аналитический обзор эмпирических исследований (международный опыт) // Психологическая наука и образование. 2015. Т. 20. № 1. С. 28-37.

 Использование социальных сетей в образовании и социализации подростка (PDF, 104 Кб)

 

О методе исследования интересов и проблем подростков рассказывается в материале "Подростки выстраивают границы между личным и публичным" на экспертном сайте ВШЭ.

 

Уличный досуг детей и подростков



Уличное пространство для детей и молодежи в российском психолого-педагогическом контексте рассматривается в основном двояко: а) улица – это насыщенное культурное пространство (катки, парки, ярмарки, выставки, фестивали, пикники и т.п.).; б) улица – это источник риска (злоупотреблений психоактивными веществами, вандализма, «зацепинга» и других форм небезопасного, криминального или виктимного поведения). Многочисленные международные исследования показывают, что в значительной мере уличное пространство является для детей развивающим, поскольку позволяет им учиться  осваивать среду и ее ресурсы, распознавать безопасные и небезопасные ситуации, изучать свои физические возможности (силу, ловкость, скорость реакции и т.п.). Наиболее «интригующими» и непростыми характеристиками этой среды являются безопасность и контролируемость взрослыми. С одной стороны, кажется абсурдом подвергать детей какому бы то ни было риску; с другой стороны, только в частично непредсказуемой среде дети могут выработать минимальные навыки самостоятельности. Современная тенденция повышения родительского контроля отдаляет момент освоения детьми окружающего их пространства: они выходят в него более взрослые и информированные, но в то же время оказываются менее опытными и более наивными, чем, например, их сверстники в прошлых поколениях.

Раньше дети с 3-4 лет проводили очень много времени на улице, осваивая разнообразные игры, изучая территорию, выполняя миссии по пристраиванию котят и щенков, развлекаясь разными околохулиганскими выходками, придумывая разные рискованные мероприятия, общаясь со сверстниками в скрытых от взгляда взрослых местах, и т.п. Сейчас по мере того, как уличная среда воспринимается родителями как все более опасная, а дети оказываются все более загруженными учебой, уличный досуг детей существенно меняется, особенно это касается городского пространства. Дети позже начинают самостоятельно передвигаться по городу, их маршруты в основном пролегают между их основными и дополнительными учебными учреждениями, а само по себе время пребывания на улице значительно меньше. Они реже играют в уличные игры и ищут секретные места и в то же время активно используют предлагаемые средой возможности, такие, как посещение парков и музеев, кафе и антикафе, часто предпочитая улице территорию торговых центров.

Цель данного проекта состоит в том, чтобы выяснить, для чего используют современные дети и подростки уличное пространство, в чем сходство и различия между поколениями и регионами, и какова в целом роль уличного досуга в социализации детей и подростков: для чего он нужен и как могут влиять на его позитивные и негативные эффекты взрослые – родители и специалисты. Основные методы – опросы и интервью. Основные результаты в ближайшее время будут отражены в публикациях.


Превращение из младшего школьника в подростка



Ребенок, переходя в подростковый возраст, переживает сложную трансформацию: он меняется внешне, у него меняются интересы, он по-другому начинает переживать свои отношения со сверстниками и взрослыми. Все больше взрослея, он постепенно выстраивает свою систему приоритетов, у него формируется идентичность, он становится более отдельным от родителей. Завершением подросткового возраста считается момент, когда человек становится ответственным за себя и свои поступки, способен развернуто ответить на вопрос «кто я?» и имеет относительно определенное представление о своем будущем и о том, как следует действовать для его достижения. Раньше интервал подросткового возраста был довольно хорошо определен: 12-18 лет (средняя и старшая школа; завершение с достижением совершеннолетия и юридической ответственности). Сейчас эти рамки раздвигаются и теряют определенность: некоторые признаки «подростковости» заметны у детей уже в начальной школе; очень небольшое число выпускников достигают психологической зрелости синхронно с окончанием школы.
В классических психологических трудах описан характерный признак, по которому можно судить о переходе ребенка в подростковый возраст: это появление субъективного чувства взрослости, которое выражается в желании подростка, чтобы взрослые относились к нему не как к маленькому, а как к взрослому; в стремлении к самостоятельности и в желании оградить некоторые сферы своей жизни от вмешательства взрослых; и в выстраивании своей линии поведения, несмотря на несогласие со стороны взрослых или друзей.

Наш проект направлен на изучение перехода к подростковому возрасту в современных условиях. Основным методом является наблюдение. Участники нашей исследовательской междисциплинарной команды (психологи, социологи, историки), в том числе волонтеры, ведут включенное наблюдение за пятиклассниками в одной московской школе с целью отследить динамику превращения детей в подростков. Пятый класс выбран не случайно. Во-первых, это дети в среднем 11 лет, которые находятся «на подступах» к «подростковости» и демонстрируют явно разный уровень зрелости – как психологической, так и физиологической. Во-вторых, наше наблюдение является «ремейком» исследования 1960-х годов, проводившегося под руководством Д.Б.Эльконина и Т.В.Драгуновой, где наблюдение велось за пятиклассниками.

Целей исследования две: описать признаки перехода детей из младшего школьного в подростковый возраст в современных условиях; осуществить сравнение данных 1960-х годов с данными 2010-х, поскольку одним из ключевых научных интересов всей группы является изучение специфики современного детства и по возможности сравнение его с детством других поколений.    
 
Видеозапись семинара "Современное детство: От младшего школьника к подростку в 1960-е и 2010-е гг." о том, как меняются современные дети и подростки.

Эрозия институциональных образовательных пространств

Кейс 1. Семейное образование

В настоящее время альтернативные формы обучения становятся более востребованными и популярными, набирая в свои ряды все большее число последователей по всему миру. Одним из мировых трендов в сфере образования сегодня и актуальным запросом не только российских, но и зарубежных родителей к государственной системе образования является семейное образование. В 1992 году был принят закон об образовании, который легализовал обучение детей в форме семейного образования, что стало примером делегирования государством части полномочий на образование детей родителям.

Родители (законные представители), практикующие семейное образование по всему миру, различаются по уровню образования, образу жизни и вероисповеданию, но все они без исключения, движимые родительской заботой и стремлением раскрыть весь потенциал своих детей, надеются создать образовательную и воспитательную атмосферу дома. Но родители сталкиваются с барьерами, которые содержат в себе механизмы реализации их прав на обучение детей в форме семейного образования.

Наше исследование посвящено изучению описанию существующих барьеров в реализации семейного образования в Российской Федерации.

Проект направлен на получение ответов на следующие вопросы:

1.   Какие причины побуждают родителей (законных представителей) выбирать семейное образование?

2.   Какие барьеры встречаются родителям (законным представителям) при переходе и при реализации семейного образования?

3.   Каким образом (при помощи каких структур) родители (законные представители) преодолевают данные барьеры?

Методы исследования: интервью с родителями (законными представителями), которые практикуют семейное образование, и онлайн - опрос.

Дошкольное образование

Мониторинг экономики образования

В 2016 году наш центр впервые принял участие в масштабном проекте НИУ ВШЭ, в котором из года в год анализируются экономические аспекты образовательного процесса на разных уровнях.

Нам удалось сфокусировать внимание на самой ранней ступени образования – дошкольной. В ходе исследования была сформирована широкая выборка респондентов из различных субъектов Российской Федерации, были привлечены педагоги, родители и руководители дошкольных отделений, впервые были получены данные не только о затратах на образование, но и об ожиданиях родителей от дошкольного образования. Было установлено, что именно родители в разных регионах считают главной задачей детского сада, каким учреждениям они отдают предпочтение и почему, как они представляют себе «конечный продукт» дошкольного образования – своего ребенка перед поступлением в первый класс.

Особенной задачей МЭО в этом году стало исследование представлений педагогов и администрации о важнейших условиях развития ребенка-дошкольника, их знаний о принципах Федерального Стандарта (ФГОС ДО) и умения внедрять эти положения в жизнь.

По результатам МЭО был составлен комплексный, разносторонний портрет современного российского дошкольного образования («Информационный бюллетень»). Данные, полученные в ходе мониторинга, открывают широчайшие перспективы для интерпретации и последующего анализа.


Образовательные траектории в современном дошкольном детстве: переход из детского сада в школу и благополучие детей

Сегодня впервые с момента появления дошкольного образования оно становится официальной ступенью общего. Именно с детского сада теперь начинается построение образовательной траектории, которую конструирует семья для ребенка.

Основными факторами, определяющими выбор и реализацию образовательной траектории на данном этапе, выступают ресурсы образовательной организации и запросы родителей.

Современное дошкольное образование предлагает разнообразные условия для поддержания и развития благополучия ребенка:  широкий выбор сервисов,  различные пространственные и социальные условия,  разнообразные методики. Тем не менее,  данная институция априори удерживает единое, обобщенное понимание благополучия ребенка.

Современные родители наоборот все чаще расходятся в представлении о благополучии: выбирают сервисы исходя из своих уникальных возможностей, индивидуальных особенностей и склонностей ребенка, педагогической концепции и т.д.

Изучению того, как выстраивается образовательная траектория современного дошкольника в контексте этого противоречия, посвящен блок исследований «Образовательные траектории в современном дошкольном детстве».

В настоящее время в рамках проекта при поддержке ДОгМ реализуется исследование «Обеспечение преемственности дошкольного и школьного уровней образования в ТОК», посвященное переходному периоду между окончанием детского сада и поступлением в первый класс. Исследование направлено на следующие вопросы:

- как представляют себе благополучное дошкольное детство родители?

- какие условия для благополучия ребенка создаются в детском саду?

- какие представления родителей и практики воспитателей влияют на образовательную траекторию в этом возрасте?

- что может помочь сохранению благополучия ребенка в переходный период? 

Во многом проект связан со значительными преобразованиями, произошедшими в школах и садах города Москвы. Наша задача – понять, каким образом создание территориальных образовательных комплексов (а именно - объединение детских садов и школ) сказалось на тех детях, которым предстоит совершить непростой переход из подготовительной группы в первый класс. Какие созданы условия, чтобы ребенок, вступая в новую жизнь, с одной стороны почувствовал себя настоящим первоклассником, уже «большим», а с другой – не оказался подавленным этой резкой переменой?

Мы исследовали предметную среду, отношения с воспитателем, организацию преемственности и другие условия развития в которых воспитываются дети 6-7 лет в детском саду. Нами был проведен мониторинг психологической готовности к школе детей из разных сред, а в октябре мы и планируем узнать – для кого же из обследованных детей (и в каких ТОКах) переход в первый класс станет радостью, а для кого – испытанием.

Проблема готовности детей к школе и перехода в первый класс из детского сада рассмотрена в статье:
Иванова А. Е., Нисская А. К. Стартовая диагностика детей на входе в начальную школу и оценка их прогресса в течение первого года обучения // Школьные технологии. 2015. № 2. С. 161-168.

 Стартовая диагностика детей (PDF, 373 Кб)

Проводится при поддержке Научного фонда НИУ ВШЭ и Департамента образования города Москвы.

Современное родительство

Описание проблемного поля

В рамках нашего исследовательского и практического проекта современное родительство анализируется и проблематизируется в связи с особенностями современных вызовов, с которыми сталкивается молодой образованный родитель. Среди этих трендов мы выделяем следующие:  размывание понятных, наглядно представленных опытом взросления  стереотипов и образцов воспитания, рост вариативности практик семейного воспитания, рост предложения на рынке товаров и услуг. Все это характеризует закат «естественного» родительства и переход его в область сознательно планируемых стратегий.

Обращение к экспертному знанию, что характерно для образованной части населения в ситуации родительства, приводит к неопределенности в силу содержательной несогласованности даваемых рекомендаций.  В такой ситуации неопределенности очень важным становится субъективное мнение самой матери о том, справляется ли она со своей ролью. Если же есть чувство того, что она не понимает, не эффективна, не достаточно хороша, а «груз ответственности» велик – возникает множество негативных переживаний.

Самоэффективность – категория описания опыта современных родителей

Поэтому в нашем проекте мы предполагаем, что ощущение родителя, сможет  ли она/он справиться с задачами воспитания ребенка – оценка родительской самоэффективности (parental self-efficacy) является ключевой для обсуждения проблем родительства в современных условиях. Имеющиеся исследования говорят о том, что уровень родительской самоэффективности влияет на реальное поведение родителей, взаимоотношения родителя с ребенком, поведение ребенка и его успехи. Для родителей высокая самоэффективность является тем ресурсом, который может лечь в основу их представлений о своей роли, мере своей ответственности, возможности оказать влияние на ребенка, построить и реализовать наиболее благополучную стратегию развития.

Эмпирическое исследование

В эмпирической части нашего исследования разработан опросник, позволяющий оценить уровень родительской самоэффективности, проверить гипотезы о связи самоэффективности с другими переменными. В ходе глубинных интервью была предпринята попытка выделить те категории, при помощи которых родители описывают свой родительский опыт, определить наиболее актуальные темы, выявить специфику их проблем в современных условиях, характеризующихся отсутствием единственной правильной траектории родительства.
Проведено исследование основных трудностей родителей, возникающих в области воспитания детей, включающее количественный опрос 1700 респондентов, анализ 35 глубинных интервью и 315 дневниковых записей. Анализ данных продолжается в данный момент.

Практическое применение
На основе применения конструкта самоэффективности и принципов ее формирования создана программа поддержки и образования родителей. Она состоит из тематических модулей, реализуемых как в комплексе, так и по отдельности. Основной целью программы является создание условий для изменения позиции родителя и повышения его психолого-педагогической грамотности.

Практики и обыденные воспитательные теории родителей в современном мегаполисе

Исследование практик семейного воспитания в условиях разнообразия моделей родительства, или родительских культур, а также того, как родители организуют жизнь ребенка в условиях широкого набора возможностей (образовательных, досуговых, возможностей выбора помощников в воспитании ребенка).

Практики и обыденные воспитательные теории родителей в современном мегаполисе

Проект направлен на изучение «института бабушек» и межпоколенческих расхождений между обыденными теориями воспитания в контексте представлений о современном родительстве. Исследователи отмечают, что начиная с 1970-х годов родительство сильно меняется. Фиксируются новые феномены: специфическая тревога родителей (“paranoid parenting” или восприятие ребенка как окруженного опасностями, представления родителей об их критической роли для развития ребенка – “родитель как Бог”, “научное материнство” («scientific motherhood»), т.е. уверенность в том, что матерям необходимо экспертное или научное знание, чтобы правильно воспитывать детей. При этом у остальных взрослых, участвующих в жизни ребенка, с точки зрения родителей, нет нужных компетенций. Мы предполагаем, что в этом контексте изменились роли и практики взаимодействия родителей и прародителей по поводу воспитания и ухода за ребенком, и характеристики помощи, которую оказывают прародители. Вероятно, существуют также межпоколенческие расхождения между обыденными теориями воспитания ("образ ребенка", предполагаемые цели, допустимые средства и методы и т.п.

Проводится при поддержке РГНФ.




Результаты работы по данному направлению представлены в следующих публикациях:

Поливанова К.Н. Современное родительство как предмет исследования //  Психологическая наука и образование psyedu.ru. 2015. Том. 7, № 3. С. 1–11.

 Современное родительство как предмет исследования (PDF, 229 Кб)

Поливанова К. Н., Вопилова И. Е., Козьмина Я. Я., Нисская А. К., Сивак Е. В. Самоэффективность как содержательная основа образовательных программ для родителей // Вопросы образования. 2015. № 4. С. 184-200.
 

 Самоэффективность как содержательная осн..ательных программ для родителей (PDF, 851 Кб)

 Поливанова К.Н., Вопилова И.Е., Нисская А.К. Образовательные программы для родителей: история и современные тенденции // Педагогика. 2015. №7. С. 95-101.

 Образовательные программы для родителей. Ж-л Педагогика №7,2015 2 (PDF, 240 Кб)

 Козьмина Я. Я., Сивак Е. В. Влияют ли на родительскую самоэффективность разногласия с родственниками по поводу правил воспитания и ухода за ребенком? // Журнал социологии и социальной антропологии. 2015. Т. 81. № 4. С. 65-81.

Пространство взросления в большом городе

Современная ситуация взросления характеризуется "размыканием" образовательного пространства. Если несколько десятилетий назад основная образовательная деятельность была сосредоточена в школе, то сегодня город предоставляет все большее число "детских" сервисов. Но "город" для детей с разным бэкграундом разный: доступ к различным сервисам и в целом опыт освоения города, вероятно, в значительной степени опосредован семьей ребенка (установками, имеющимися ресурсами, принятыми в семье досуговыми практиками и др.). Наш проект предполагает комплексное изучение «пространства взросления» детей и подростков: дополнительных занятий, «ареала обитания» детей и его изменений с возрастом, независимой мобильности и надзора взрослых, совместного времени ребенка с родителями и др. Нас интересует, различаются ли эти аспекты пространства взросления в зависимости от культурного капитала и социально-экономического статуса семьи, а также района, в котором живет ребенок.

В рамках исследования мы проводим анкетный опрос родителей и детей, а также интервью с роителями и администрацией школ. На данный момент опрос проведен в четырех школах центрального округа Москвы и в четырех школах, расположенных в отдаленных от центра районах (Можайском, Рязанском, Ярославском и Ясенево).
Презентация текущих результатов проекта
Репортаж об исследовании на портале IQ

Исследование проводится при финансовой поддержке Департамента образования г.Москвы (проект «Анализ изменений в доступе к образовательным сервисам второй половины дня обучающихся в связи с организацией территориально-образовательных комплексов»).

Реализованные проекты

Образовательные программы для родителей и родительская самоэффективность (2014)

На основе исследования родительской самоэффективности разработана образовательная программа для родителей детей дошкольного возраста. Основной целью является работа над повышением самоэффективности, то есть веры родителя в то, что он(-а) сможет решить задачи, связанные с воспитанием ребенка. Программа имеет модульную структуру, рассчитана на 72 часа и может быть адаптирована под различные форматы проведения. 

Структура образовательной программы для родителей
Программа включает в себя 4 модуля (по 18 академических часов), каждый из которых содержит 3 раздела:

Модуль I. Образ родителя: идеальный или настоящий?           

Раздел 1.1. Родитель внутри общества

Раздел 1.2. «Общество внутри родителя»           

Раздел 1.3. «Настоящий родитель – уникальный родитель»

Модуль II. Мой ребенок. Мы. Я

Раздел 2.1. «Ребенок и его мир»

Раздел 2.2. «Наше совместное пространство»

Раздел 2.3. «Взрослые дела»

Модуль III. Понимать, чтобы помогать

Раздел 3.1. «Лишние умствования »

Раздел 3.2. «Полезные сведения»

Раздел 3.3. «Самостоятельность. Ответственность. Инициативность»          

Модуль IV. Я - родитель

Раздел 4.1. «Роль родителя в развитии ребенка»

Раздел 4.2. «Воспитательное творчество»          

          Раздел 4.3. «Заключение»

Для подготовки ведущих образовательной программы для родителей разработан 40-часовой ознакомительный курс.

Первые результаты эмпирического исследования и предложения по формированию образовательной программы для родителей представлены в презентации, представленной на внутреннем семинаре Института образования НИУ ВШЭ:

 Доклад на внутреннем семинаре Института ..ельные программы для родителей (PPTX, 388 Кб)

Разработка программ взаимодействия образовательных учреждений и культурно-образовательных возможностей прилегающих территорий в трех районах г. Москвы - Красносельском, Мещанском, Можайском (2014)

Исследование пространства взросления детей в новых условиях (исчезновение «естественной» дворовой культуры, трудовая занятость всех членов семьи, небезопасность  городской среды, существенная затратность внешкольных видов занятости и т.д) - внеурочных занятий, освоения города и независимой мобильности детей. Подготовка рекомендаций для образовательных учреждений по использованию культурно-образовательных ресурсов прилегающих территорий.


 

Нашли опечатку?
Выделите её, нажмите Ctrl+Enter и отправьте нам уведомление. Спасибо за участие!