Семинар

«Современное детство: теория и практика»


Дорогие друзья и коллеги!

Уже как два года наши семинары собирают активную аудиторию и интересных спикеров. Руководствуясь принципом междисциплинарности мы намеренно не сужаем поле тем. В фокусе внимания ребенок разных возрастов и контекстов. Детство мы рассматриваем как социальный конструкт, изобретенный относительно недавно, в связи появлением массового образования, переходом к индустриальному типу общества.

Полагание ребенка таковым сегодня определяет и интерес к таким темам как:

— что такое современное взросление?
— какие образы детства и ребенка формирует культура?
— какие современные практики являются определяющими для понимания природы современного детства?
— каким должно быть образование для современного ребенка?
— какова новая функция семьи в связи с постоянно меняющимся контекстом развития?
— почему возрастная периодизация требует ревизии?

Приглашаем авторов  исследований к участию и всех интересующихся. Обращаться можно на почту: pagavrilenko@hse.ru

Прошедшие семинары


«От чего зависит самостоятельность школьника? Контекст, стратегии, практики»
В фокусе тема самостоятельности школьника — одна из магистральных тем нашего Центра. Такой ребёнок не только учится сам, проявляет настойчивость и выдержку, но и занимает активную жизненную позицию по отношению к своему образованию.
Додкладчик: Мария Сергеевна Добрякова, кандидат социологических наук, ведущий эксперт Института образования НИУ ВШЭ.
Модератор: доктор психологических наук, ординарный профессор НИУ ВШЭ, научный руководитель Центра Катерина Николаевна Поливанова
Дискуссант: PhD, научный сотрудник Центра, эксперт в сфере саморегулируемого обучения Диана Ахмеджанова.
С одной стороны, окружение ребёнка понимает и всячески этому способствует, а с другой, есть факторы среды, которые не просто блокируют развитие подобных качеств, но и развивают их противоположности: пассивность, беспомощность. 
На семинаре мы обсудим:
— Чем вызван интерес к теме самостоятельности ребенка?
— Как может проявляться самостоятельность ребёнка в разных контекстах?
— Какие характеристики среды запускают самостоятельность, а какие блокируют её?

«Образы детства в советской и современной анимации»
Мы приглашаем вас в путешествие во времени. Начнем с образа детства в советских мультфильмах 50-х гг. В этот период детство в мультиках предстает почти в неизменном виде. Образы и символы копируются из реального мира. Далее проследим, как в анимации 60-70-х гг. меняется способ конструирования детства. Теперь уже с помощью метафоры, анимация становится сложной по смыслу, проблемной. И наконец, завершим наше путешествие в современном мире Фиксиков и Смешариков, когда на смену метафоре приходит мем, а сакральное чувство одиночества замещается иронией. Как обычно, фокус на детстве и детях, но не совсем обычным способом. Будем смотреть мультики и пытаться увидеть в них себя в прошлом и наших детей в настоящем.
Научную оптику предоставит основной спикер Татьяна Олеговна Лефман, кандидат культурологии, старший преподаватель кафедры культурологии и религиоведения Северного (Арктического) федерального университета имени М.В.Ломоносова и модератор встречи: Катерина Николаевна Поливанова, доктор психологических наук, ординарный профессор Института образования НИУ ВШЭ, научный руководитель Центра.
Вопросы для обсуждения:
— Как изменился образ детства в отечественной анимации, начиная с 50-х гг. и заканчивая 2022г.
— Каким способом конструируется образ современного детства посредством анимации?
— Как выглядит взрослый и ребенок в современных мультфильмах?

«Молодец! Садись! Пять!»
У нас появилась уникальная возможность пообщаться с коллегами из США на тему формирующего оценивания. Angela M. Lui, Ph.D. поделится результатами своего исследования, расскажет о преимуществах формирующего оценивания и связи с процессами саморегуляции. Но основной исследовательский интерес для неё представляет восприятие подростками-школьниками такого типа оценивания. 
Вопросы для обсуждения:
— Что такое «Black box» в теории формирующего оценивания?
— Каковы механизмы обработки обратной связи?
— Что думают ученики 7-го класса про эффективную формирующую оценку?
Докладчик: Angela M. Lui, Ph.D. DAACS Project Manager, CUNY School of Professional Studies.
Модератор: Диана Рафаилевна Ахмеджанова, Ph.D., доцент Департамента образовательных программ, научный сотрудник ЦИСД.
Семинар будет полезен не только педагогам, но и более широкому кругу зрителей, поскольку тема адекватной обратной связи от взрослых актуальна для всех, кто хвалит, ругает, исправляет, корректирует детей. Будет вестись асинхронный перевод. Вопросы можно будет задавать русском.

«ДЕТСТВО В АНТИЧНОМ МИРЕ: МИФ И РЕАЛЬНОСТЬ»
История детства в античную эпоху — одно из «белых пятен» для современных исследователей, которое в последние годы только начали «затемнять». Что из того, что мы знаем о ребенке в античную эпоху, миф, а что реальность, близкая или предельно далекая от нашей реальности? Во многом смешение «реального» и «нереального» возникло из-за того, что в античном мире существовало два детства и, соответственно, два типа его визуализации. Это героическое детство, которое является частью античной мифоистории, и обычное детство, которое является частью античной повседневности. Эти два детства будут сопоставлены в докладе с опорой на текстовую культуру и культуру материальную. Через кейсы мы попробуем приоткрыть завесу тайн античного детства:
Кейс 1. «А было мне ...дцать лет...» (дети-герои и обычные дети: возраст подвигов и возраст самостоятельности)
Кейс 2. «Не шумят мои игрушки...» (во что играли и как заботились о детях и детях с великим будущим)
Кейс 3. «Как тихо дома, если дома нет меня...» (как воспитывались родные/неродные героические/негероические дети в школе и вне ее)
Кейс 4. «Оторвали мишке лапу...» (дети и насилие, которое можно или нельзя было оправдать).
Докладчики: Пичугина Виктория Константиновна, д.п.н., профессор и в.н.с. Института образования ВШЭ; Можайский Андрей Юрьевич, к.и.н., доцент ИКВИА ВШЭ
Модератор: Нисская Анастасия Константиновна, научный сотрудник ЦИСД, к.пс.н.

«Под колпаком: между независимостью и безопасностью»
Автор доклада, к.соц. наук, доцент Волгоградского государственного университета, Елена Геннадьевна Лактюхина, поделилась результатами исследования детской мобильности в связи с использованием смарт-часов и приложений, отслеживающих перемещение ребенка. Внутренним драйвером исследования послужило желание автора уменьшить степень ответственности и возлагаемой обществом вины на родителей по поводу меры их контроля за ребенком. Городское общество не приемлет детского блуждания по городу, беспризорности, праздного шатания, самостоятельного освоения пространства ребенком. Сама же городская среда с насыщенным движением, анонимностью, наблюдаемостью как будто не оставляет родителям выбора и присмотр за ребёнком через контролирующие устройства превращается в необходимость.
Исследование показало:
— В связи с тем, что практика смарт- контроля становящаяся, стабилизации смыслов еще не произошло. На этой почве часто вспыхивают интерпретативные конфликты и остро встают этические вопросы. Одни практики осуждаются, другие маркируются как необходимые.
Родители остро реагируют на посылаемые обществом и насыщенной городской средой сигналы по поводу безопасности и необходимости заботы. Так, в небольших городах, (например, в военных городках) такие системы не прижились. В них нет необходимости.
— Гаджеты контроля делают видимыми те сферы жизни ребенка, которые ранее находились вне поля зрения родителей. Теперь же мельчайшие детали мобильности ребенка подвергаются контролю и моральной оценке.
Подобные практики закладывают мину под доверие между родителем и ребенком. «Родители выражают радость по поводу того, что ребенок теперь идет из школы не 2 часа, а 15 минут, а дети в свою очередь создают новые стратегии ухода их под контроля (хакерство)».

«Эволюция института инклюзии через призму парадигмы разнообразия образовательных потребностей»
1 июня -международный День защиты детей, призванный привлечь внимание людей к проблемам, с которыми сталкиваются дети на всей планете. Именно в такой логике принято в обществе полагать детей и понимать детство. Взрослые готовят детей к жизни во взрослом обществе через воспитание, социализацию, усвоение культурных норм, заданных взрослыми, опекают и заботятся о них. Так же, как ребенок исключается из мира взрослых посредством заботы, как когда-то исключались женщины или темнокожие люди, из мира повседневной нормы исключаются и «нейроотличные» люди. Но сегодня мы наблюдаем процессы включения как детей, так и людей с особыми потребностями в социум через различные практики и сообщества.
На примере ВК сообщества «Nerdivergent» мы проследим феномен инклюзии в образовании, а также, обрисуем перспективы инклюзии с точки зрения врача, исследователя и нейроотличного человека. Возможно, пути инклюзии универсальны независимо от основания исключения. 
Вопросы для обсуждения:
— Каковы способы инклюзии детей в целом, детей с ментальными расстройствами в частности, в социальное пространство условной нормы?— Какова позиция медицинского сообщества на инклюзивные практики?
— Каковы основные риски и перспективы инклюзии?
Спикеры:
1. Основатели проекта «Nerdivergent» Ольга И Каша.
2. Новиков Артем Юрьевич, детский психиатр, Учредитель Ассоциации психиатров и психологов, соавтор клинических рекомендаций по Расстройствам аутистического спектра, Международный член American Academy of Child and Adolescent Psychiatry и The American Psychiatric Association.
3. Самсонова Елена Валентиновна, кандидат психологических наук, руководитель научно-методического центра Института проблем инклюзивного образования МГППУ.Модератор встречи: Поливанова Катерина Николаевна, доктор психологических наук, профессор, научный сотрудник Центра.

«Как измерять самостоятельность детей в дошкольном возрасте»
Мы расскажем о том, как с помощью включенного наблюдения оценивать игровую, бытовую и учебную самостоятельность дошкольников, какие требования качества есть к инструментам измерения, которые основаны на наблюдениях, как их разрабатывать и улучшать.
Будут представлены итоги цикла занятий стажировки, проведенной в рамках проекта «Зеркальная лаборатория: «Развитие автономии и самостоятельности детей дошкольного и младшего школьного возраста». Мы коснемся следующих вопросов: 
— Почему важно исследовать самостоятельность дошкольников?
— Какие есть подходы к определению понятия «самостоятельность» и в каких сферах жизни дошкольника самостоятельность играет ключевую роль?
— Какие есть подводные камни при оценке уровня самостоятельности дошкольников с помощью опросников?
— Как иначе можно выстроить оценку уровня самостоятельности, опираясь на наблюдение за самими детьми? 
Приглашаем практиков в образовании и исследователей принять участие в обсуждении полученных результатов, нам будет важно услышать ваши комментарии.
Докладчики: 
Островерх Оксана Семеновна, руководитель Лаборатории возрастной психологии и практик развития, доцент кафедры Управления человеческими ресурсами Института экономики, управления и природопользования СФУ, кандидат психологических наук
Антипкина Инна Вениаминовна, научный сотрудник Центра психометрики и измерений в образовании, кандидат наук об образовании
Дискуссант:
Поливанова Катерина Николаевна, научный руководитель Центра исследований современного детства Института образования НИУ ВШЭ, ординарный профессор НИУ ВШЭ, доктор психологических наук
Модератор: 
Нисская Анастасия Константиновна, научный сотрудник Центра исследований современного детства Института образования НИУ ВШЭ, кандидат психологических наук

«Благополучие детей в замещающих семьях: препятствия и пути достижения»
Курс государства на семейное устройство детей-сирот и детей без попечения родителей стартовал около 10 лет назад. За это время он набрал полную силу. Однако, сейчас мы видим пределы его развития в прежнем виде.Спикеры из РАНХиГС расскажут:
— почему ответить на вопрос о том, сколько в России сирот, не так просто?
— какие дети быстро попадают в замещающие семьи, а какие задерживаются в детских домах, и что с этим делать?
— какие специфические трудности есть у замещающих семей и как они с ними справляются?
— профессиональные семьи: что это такое и для чего они нужны?
— какие шаги для повышения благополучия детей в замещающих семьях может предпринять государство? а некоммерческие организации? а вы сами?
Планируя этот вебинар, возникла идея показать на примерах замещающих семей, каким образом семьи, находящиеся в сложных условиях принятия и выстраивания отношений с новым членом семьи, приходят к благополучным исходам и насколько уникальны сложности детско-взрослых отношений в замещающих семьях по сравнению в кровнородственными семьями. Посмотрим, удастся ли реализовать её. 
Докладчики:
Коржук Софья Владимировна — кандидат социологических наук, научный сотрудник Института социального анализа и прогнозирования РАНХиГС
Макаренцева Алла Олеговна — кандидат экономических наук, ведущий научный сотрудник Института социального анализа и прогнозирования РАНХиГС
Модератор:
Гавриленко Полина Алексеевна, аналитик Центра исследований современного детства.