Центр психометрики и измерений в образовании

 

Психометрические исследования — это методы измерения и оценки различных характеристик людей, включая психологические особенности, знания, компетенции, навыки и т.д., с использованием статистических методов.

 

Оценка цифровой грамотности учащихся и врослого трудоспособного населения. Проведение пилотного исследования.

 

 

Актуальность

Стремительное развитие технологий (в том числе Интернет-вещей, распределенного реестра, искусственного интеллекта) и цифровизация жизни задают новые рамки для развития современного человека.  Цифровые технологии воздействуют на процессы обучения и преподавания, вносят существенные изменения на рынке труда. Успех человека, живущего в информационном цифровом обществе, в значительной степени определяется теми компетенциями, которыми он владеет.

Одна из них цифровая грамотность - способность использовать цифровые технологии для работы с информацией, включает информационную безопасность, этику, способность работать с нелинейным и динамическим материалом,  большими данными и т.д. Кроме этого, цифровая грамотность связана с критическим мышлением, коммуникацией, сотрудничеством, техническими навыками работы с определенными инструментами (например, браузером, почтовым клиентом и проч.). Это важная часть базовых навыков 21 века, на развитие которых ориентируются во всем мире, в том числе в России. Во исполнение Указа Президента Российской Федерации от 07.05.2018 № 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года» также определена задача обеспечения ускоренного внедрения цифровых технологий в экономику в целях осуществления прорывного научно-технологического и социально-экономического развития Российской Федерации. Таким образом, начиная со школьного возраста, цифровая грамотность становится все более актуальной, т.к. позволяет человеку эффективно функционировать в цифровом мире.

Данный проект реализуется в рамках Стратегического проекта «Цифровая трансформация: технологии, эффекты, эффективность».

Задачи проекта:

  • Формирование инструмента оценки цифровой грамотности разных целевых групп.
  • Проведение пилотных тестирований. Обоснование наиболее предпочтительных видов и форм тестовых задания для валидного и надежного измерения цифровой грамотности.
  • Формирование базы данных уровня цифровых компетенций разных целевых групп.
  • Выявление факторов, связанных с формированием и развитием цифровых компетенций учащихся и взрослого населения.
  • Разработка механизма проведения независимой оценки уровня цифровой грамотности.

Инструмент

Линейка инструментов оценки цифровой грамотности разработана Лабораторией измерения новых конструктов и дизайна тестов. Дополнительная информация о тесте доступна здесь

Команда проекта

Авдеева Светлана Михайловна

Руководитель проекта

Тарасова Ксения Вадимовна

Руководитель группы разработки

Васин Георгий Михайлович

Психометрик

Вырва Елена Евгеньевна

Разработчик тестовых заданий

Александрова Екатерина Ильинична

Разработчик тестовых заданий

Попова Анна Валерьевна

Разработчик тестовых заданий

Прямухин Дмитрий Ярославович

Программист