Центр психометрики и измерений в образовании

 

Психометрические исследования — это методы измерения и оценки различных характеристик людей, включая психологические особенности, знания, компетенции, навыки и т.д., с использованием статистических методов.

 

Измерение цифровой грамотности. Инструмент DIGLIT

Цифровая грамотность сложный для измерения конструкт, поскольку включает в себя не только способность использовать цифровые технологии для работы с информацией, но и информационную безопасность, этику, способность работать с нелинейным и динамическим материалом, фильтровать большой объем информации и т.д. Кроме этого, цифровая грамотность связана с критическим мышлением, коммуникацией, сотрудничеством, техническими навыками работы с определенными инструментами (например, браузером, почтовым клиентом и проч.), что накладывает дополнительные сложности для её измерения. Поэтому цифровую грамотность невозможно измерить традиционными тестами по компьютерной грамотности, которые измеряют прежде всего технические навыки работы с компьютером.

Лабораторией измерения новых конструктов и дизайна тестов разработан инструмент измерения цифровой грамотности. Цифровая грамотность определяется как способность использовать цифровые технологии, инструменты коммуникации и сети для поиска, анализа, создания и управления информацией с целью удовлетворения личных, образовательных и профессиональных потребностей, сотрудничества и коллективной работы в цифровой среде, учитывая основы информационной безопасности, а также этические и  правовые нормы работы с информацией

Зачем создавался инструмент оценки Цифровой грамотности?

Во исполнение Указа Президента Российской Федерации от 7 мая 2018 г. № 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года» определена задача обеспечения ускоренного внедрения цифровых технологий в экономике и социальной сфере в целях осуществления прорывного научно-технологического и социально-экономического развития Российской Федерации, создания условий и возможностей для самореализации и раскрытия таланта каждого человека. 

Правительству Российской Федерации при реализации совместно с органами государственной власти субъектов Российской Федерации национальной программы «Цифровая экономика Российской Федерации» помимо прочего необходимо обеспечить в 2024 году создание устойчивой и безопасной информационно-телекоммуникационной инфраструктуры высокоскоростной передачи, обработки и хранения больших объемов данных, доступной для всех организаций и домохозяйств, а также преобразование приоритетных отраслей экономики и социальной сферы посредством внедрения цифровых технологий и платформенных решений. В фокусе внимания в первую очередь оказываются вопросы развития информационной инфраструктуры, использования современных цифровых решений бизнесом, создание ИТ-систем. Вместе с тем цифровые технологии наряду с новыми возможностями для образования, здравоохранения, ведения бизнеса, взаимодействия с государством и др. создают и новые риски, оказывая влияние на доверие и вовлеченность различных слоев населения в цифровую культуру, пополняя копилку вызовов, которые стоят перед современной экономикой и обществом.

В связи с этим актуальной становится оценка уровня готовности человека решать задачи, не связанные с профессиональной деятельностью, в цифровой и технологически нагруженной среде, а также уровня развития цифровой грамотности как совокупности навыков, позволяющих человеку выполнять такие задачи самостоятельно. Кроме того, без понимания уровня цифровой грамотности граждан невозможно планировать развитие сервисов цифровой экономики.

Перечень ключевых компетенций цифровой экономики

Ключевые компетенции цифровой экономики - компетенции, которые необходимы для решения человеком поставленной задачи или достижения заданного результата деятельности в условиях глобальной цифровизации общественных и бизнес-процессов

Коммуникация и кооперация в цифровой среде

Компетенция предполагает способность человека в цифровой среде использовать различные цифровые средства, позволяющие во взаимодействии с другими людьми достигать поставленных целей

Саморазвитие в условиях неопределенности

Компетенция предполагает способность человека ставить себе образовательные цели под возникающие жизненные задачи, подбирать способы решения и средства развития (в том числе с использованием цифровых средств) других необходимых компетенций

Креативное мышление

Компетенция предполагает способность человека генерировать новые идеи для решения задач цифровой экономики, абстрагироваться от стандартных моделей: перестраивать сложившиеся способы решения задач, выдвигать альтернативные варианты действий с целью выработки новых оптимальных алгоритмов

Управление информацией и данными

Компетенция предполагает способность человека искать нужные источники информации и данные, воспринимать, анализировать, запоминать и передавать информацию с использованием цифровых средств, а также алгоритмов при работе с полученным из различных источников данными с целью эффективного использования полученной информации для решения задач

Критическое мышление в цифровой среде

Компетенция предполагает способность человека проводить оценку информации, ее достоверность, строить логические умозаключения на основании поступающих информации и данных

Основные характеристики инструмента

Инструмент имеет современную компьютерную форму. Рассчитан на проведение тестирования на стационарных компьютерах или ноутбуках с разрешением экрана не менее 1366х768.

Программно-аппаратный комплекс инструмента включает БД тестовых заданий сценарного типа (PBA) и контекстную анкету.

Контекст заданий: воспроизводит ситуации из жизни в условиях цифровой экономики и направлен на оценку одного или нескольких составляющих цифровой грамотности.

В заданиях симулируется работа в различных средах и с различными инструментами и сервисами: электронная почта, текстовые редакторы, программы создания презентаций, электронные таблицы, графические редакторы, базы данных, средства мультимедиа, Интернет-сообщества и т.д.

Автоматическая обработка результатов с «обратной связью» респонденту сразу после окончания тестирования.

Контекстная анкета разработана для  выявления факторов, связанных с повышением степени готовности граждан решать бытовые задачи в цифровой и технологически насыщенной среде и с развитием цифровой грамотности населения.

Разработана процедура администрирования процесса тестирования.