Центр психометрики и измерений в образовании

 

Психометрические исследования — это методы измерения и оценки различных характеристик людей, включая психологические особенности, знания, компетенции, навыки и т.д., с использованием статистических методов.

 

Вышел очередной информационный бюллетень оценки качества образования

Вниманию читателей предлагается новостная информация, связанная с качеством образования и его оценкой в России и за рубежом, в частности, о ЕГЭ по географии и новых исследованиях ОЭСР. Приятного чтения!

 

ИССЛЕДОВАНИЯ КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАНИЯ 

 

Разработчик КИМ ЕГЭ по географии: о трёх факторах успешной сдачи экзамена

В первый день основной волны единого государственного экзамена, 27 мая, выпускники школ будут сдавать географию. Почти половина заданий в контрольно-измерительных материалах (КИМ) требует использования атласа и умения работать с картой. В этом году при разработке заданий учитывались замечания и предложения учителей по работе с географическими картами, — рассказал Вадим Барабанов, руководитель Федеральной комиссии разработчиков КИМ ЕГЭ по географии Федерального института педагогических измерений (ФИПИ).

По его словам, подобные задания проверяют умение выпускников рассчитывать расстояния по карте, интерпретировать картографическую информацию, решать задачи, производить сравнительную оценку. Но, к сожалению, 10-15 процентов учащихся не выполняют задания. Такая же ситуация складывается на основном государственном экзамене (ОГЭ) девятиклассников. 

По мнению эксперта, детям необходимо работать с картами качественно и полноценно не только в старших классах, но и на протяжении всего курса географии. Два других фактора: качество картографической продукции и роль учителя, который должен давать ученикам на уроках возможность самостоятельно искать источник информации, как это требуется на экзамене. 

 

Апробация ВПР по истории пройдет в 2017–2018 годах  

Апробация всероссийских проверочных работ (ВПР) по истории пройдет в 2017–2018 учебном году среди учеников пятых классов, сообщил глава Рособрнадзора Сергей Кравцов.

Кравцов также добавил, что через год после апробации ВПР по истории будут проводиться в штатном режиме. Сейчас в России проводятся две всеобщие проверки знаний школьников: Государственная итоговая аттестация после 9-го класса и Единый государственный экзамен после 11-го. Теперь профильный регулятор Рособрнадзор решил проводить аттестацию в средней школе каждый год — для этого вводятся ВПР. В 2016 году их напишут выпускники 4-го класса, в 2017-м — 4-го и 5-го. Через несколько лет проверки будут проходить все школьники с 4-го по 8-й классы. Ранее в декабре в школах прошла апробация ВПР. В 2016 году проверочные работы школьники напишут в мае: 11 и 13 мая — по русскому языку, 17 мая — математике, 19 мая — окружающему миру. Участие будет добровольным.

Какие условия необходимо соблюсти, чтобы результаты ВПР были объективными, рассказывает научный руководитель Центра мониторинга качества образования НИУ ВШЭ Виктор Болотов в своей колонке в «Учительской газете».

 

Альтернативный рейтинг школ: акцент на поступлении выпускников в вузы  

Рейтинговое агентство RAEX (Эксперт РА) подготовило рейтинг 200 лучших школ. Исследователи отказались от измерения «средней температуры по школе» — критерия среднего балла ЕГЭ, так как в ситуации прошедших слияний и укрупнений образовательных организаций полученные данные могли бы ввести учащихся и их родителей в заблуждение, говорится на сайте RAEX Эксперт. Данное исследование как раз ориентировано на родителей и школьников, готовящихся поступать в вузы. 

В отличие от прошлогоднего, в текущем рейтинге учитывались данные сразу двух приемных кампаний: 2014 и 2015 годов. Кроме того, предоставленная вузами информация о зачислении стала более выверенной и полной: статистика о школах была получена от 17 вузов, входящих в топ-20 рейтинга вузов России, при этом учитывались данные только по головным вузам без учета филиалов. Всего составителями рейтинга были обработаны данные о  поступлении свыше 87 тысяч выпускников из 15 тысяч российских школ. 

По итогам исследования оказалось, что шесть лидеров прошлого года подтвердили свои позиции: первое место второй год подряд удерживает Лицей №1580 при МГТУ им. Баумана, второе место принадлежит СУНЦ МГУ им. Ломоносова,  третье место — у Предуниверситария НИЯУ МИФИ. Половину мест из списка топ-200 занимают московские образовательные учреждения (102 столичные школы). Достаточно широко в рейтинге представлена Свердловская область и Красноярский край (21 и 18 школ соответственно), а также Санкт-Петербург и Ленинградская область (9 школ). 

 

«Коренные» британские подростки сдают госэкзамены хуже, чем их сверстники азиатского и африканского происхождения 

Таковы результаты исследования, проведенного британской организацией Centre Forum. Авторы провели анализ результатов обязательных британских госэкзаменов, которые все школьники сдают в возрасте 16 лет. Оказалось, что 16-летние «коренные» британцы сдают госэкзамены хуже, чем школьники африканского, индийского и китайского происхождения. При этом в возрасте пяти лет «коренные» британцы скорее опережают прочих детей в развитии. Однако по мере обучения в школе они начинают отставать.

Полученные результаты исследователи объясняют разной ценностью образования в семьях. Они отмечают, что хуже всего госэкзамены сдают выходцы из «коренных», но бедных семей. Ценность образования в таких семьях традиционно низка. Напротив, в индийских и китайских семьях она достаточно высока вне зависимости от благосостояния. Авторы исследования считают, что британским органам управления образованием стоит обратить больше внимания на бедные британские семьи. Кроме того, они предлагают сделать большее количество дисциплин в средней школе обязательными для обучения.

 

США: эффективны ли дистанционные курсы для отстающих школьников?

Эксперты Американского института исследований (American Institute of Research) провели анализ сравнительной эффективности различных методов работы с отстающими по математике. Они выяснили, что онлайн-уроки воспринимаются учащимися как более сложные, чем очные занятия с учителем, но дают те же результаты.  С организационной точки зрения, они также удобнее для учителей и учеников, чем дополнительные занятия в школе.

Исследователи провели обследование 1224 учеников 17 крупных школ г. Чикаго, где было выявлено много детей, не осваивающих программу по алгебре за первый год обучения в средней школе. Часть учащихся занимались онлайн самостоятельно, а часть — с учителями школы. Среди школьников провели опрос, в котором просили оценить сложность занятий онлайн или с учителем. Кроме того, были сопоставлены результаты итоговых тестов по алгебре у тех, кто занимался онлайн самостоятельно, и тех, кому помогали учителя. Выяснилось, что занятия онлайн ребята чаще оценивают, как сложные и очень сложные. При этом результаты с точки зрения освоения программы у тех, кто учился онлайн, и тех, кто занимался с учителем, — одинаковые. Доля тех, кто так и не осваивает программу удовлетворительным образом, также одинакова в обеих группах.

 

ОЭСР: владеют ли учителя компьютерной грамотностью?

В 2008–2014 гг. ОЭСР было проведено международное сравнительное исследование грамотности взрослых PIAAC. В нем приняло участие 22 государства, в том числе — Российская Федерация. В рамках проекта оценивались 3 ключевые компетенции: работа с текстами, математическая грамотность и решение прикладных задач в технологической среде. Возраст участников исследования составил 16–65 лет. Биографический опросник позволил соотнести уровень грамотности с профессией и образованием. На основе этих данных ОЭСР был опубликован доклад, посвященный компьютерной грамотности учителей. Оказалось, что в среднем по странам-участницам учителя демонстрируют достаточно высокий уровень владения ключевыми компетенциями. Так, 51% учителей показали высокий уровень владения ИКТ — по сравнению с 31% по взрослому населению. Однако если сравнивать учителей и взрослых с третичным (высшим или средним профессиональным) образованием, то картина меняется. В среднем по ОЭСР доля лиц с третичным образованием, демонстрирующих высокий уровень владения ИКТ, на 3 процента выше, чем доля столь же «продвинутых» учителей. Исключение составляют Великобритания, Канада, Южная Корея и Япония — здесь учителя владеют компьютером лучше других образованных взрослых. Наименее «продвинуты» учителя в Бельгии и Польше. Для России подобного анализа еще не проводилось.

Эксперты ОЭСР полагают, что частично подобные результаты объясняются возрастом — среди учителей во всех странах много людей немолодых. Методы регрессионного анализа результатов PIAAC показали: если сделать поправку на возраст, то для учителя высокое владение ИКТ несколько более вероятно, чем для немолодого человека, имеющего третичное образование. В ближайшее время ОЭСР представит новый инструмент оценки качества педагогических знаний учителей — Инновационную педагогику для эффективной учебы (Innovative teaching for effective learning).

 

УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЕМ



 

Руководитель Рособрнадзора рассказал о новых подходах к проверкам

Контролировать необходимо в первую очередь школы, находящиеся в зоне риска, а проверки школ, чья работа не вызывает нареканий, должны быть сведены к минимуму, что соответствует новой риск-ориентированной модели проверок школ, — рассказал руководитель Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки Сергей Кравцов. Он добавил, что важно привлекать к проверкам компетентных экспертов-практиков, лучших учителей и директоров школ, чтобы они могли дать рекомендации по развитию того или иного образовательного учреждения. Принимать административные решения по наказанию нужно не по результатам проверки, а по итогам выполнения рекомендаций.

 

Россия и Казахстан договорились развивать диалог по совместному совершенствованию системы оценки качества образования  

Вебинар «Уроки, извлеченные из опыта построения национальной системы оценки качества образования Казахстана» был проведен Российским тренинговым центром Института образования НИУ ВШЭ совместно с Национальным центром тестирования Министерства образования и науки Республики Казахстан.

В ходе вебинара эксперты описывали саму систему оценки качества образования, рассматривали различные направления ее развития. Их описание базировалось на концептуальной модели, разработанной в рамках программы READ. Отдельное внимание было уделено Единому национальному тестированию, которое было внедрено в 2004 году и стало самым крупномасштабным экзаменом в Казахстане. Еще восемь крупных экзаменов и мониторингов проводятся по технологиям, разработанным в Национальном центре тестирования.

Научный руководитель Центра мониторинга качества образования Института образования НИУ ВШЭ Виктор Болотов отметил, что Казахстан имеет хорошую историю развития НСОКО. Вместе с тем, по его словам, часть вопросов еще не решена, причем это касается как Казахстана, так и России. В связи с этим эксперты подчеркнули необходимость диалога между Россией и Казахстаном по совершенствованию системы оценки качества образования.

 

США: Гарвард выступил с инициативой по реформе школьного образования

Гарвардская высшая школа образования выступила с новой инициативой по совершенствованию школьного образования. Если большая часть идей по улучшению образования фокусируется на внутришкольных факторах, то гарвардская инициатива рассматривает образовательное учреждение как часть местного сообщества. Американские исследователи считают, что благосостояние семьи и доступность медицинских услуг играют не меньшую роль в образовании ребенка, чем квалификация педагогов. Соответственно, социально-экономическое благополучие и культурное окружение семьи нужно учитывать при создании учебных программ и формировании требований к образованию.

Решение о присоединении к инициативе Гарварда приняли 6 городов. В каждом таком городе будет создан «детский кабинет», куда войдут мэр города, руководитель органов управления образованием и представители общественности. Они будут регулярно консультироваться с представителем Гарварда о совершенствовании образования у себя в городе.

 

Выпуск подготовили: 
Антипкина И.В. iantipkina@hse.ru
Рылько Е.Д. krylko@hse.ru