Центр психометрики и измерений в образовании

 

Психометрические исследования — это методы измерения и оценки различных характеристик людей, включая психологические особенности, знания, компетенции, навыки и т.д., с использованием статистических методов.

 

Представляем очередной выпуск информационного бюллетеня оценки качества образования

В чем секрет высоких результатов Шанхая в исследовании PISA? Тяжело ли школьникам учиться? Ответы на эти и другие вопросы из области оценки качества образования – в дайджесте новостей, подготовленном Центром мониторинга качества образования Инобра.


ИССЛЕДОВАНИЯ КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАНИЯ

 

Всемирный банк раскрывает секрет высоких результатов Шанхая

23-миллионный Шанхай — один из крупнейших городов Китая и постоянный участник международных сравнительных исследований образования (Китай в целом в них участия не принимает). Результаты Шанхая в рамках международного исследования PISA стабильно очень высоки. Недавно директор ОЭСР по образованию Андреас Шляйхер сказал, что 10% беднейших школьников Шанхая демонстрируют столь же высокие результаты по математике, как 20% наиболее обеспеченных школьников США. Недавнее исследование Всемирного банка раскрывает, в чем же секрет Шанхая.

Оказалось, что система подготовки и поощрения учителей — причина высоких образовательных результатов шанхайских школьников. Ниже приведены особенности этой системы.

Постоянное повышение квалификации. Шанхайские учителя посвящают педагогической деятельности только 1/3 своего рабочего времени. На протяжении всего учебного года они постоянно заняты на разнообразных тренингах и курсах повышения квалификации.

Высокий престиж работы учителя. Стать учителем в Шанхае непросто. Педагогическая работа считается очень престижной, учителям неплохо платят, и они пользуются широкой социальной защитой. В частности, учителей редко увольняют.

Продуманная система поощрения учителей. До 30% своего заработка учитель получает за счет системы поощрения хорошей работы. Кроме того, заработки учителей и директоров отчасти связаны с образовательными результатами школы в целом. При этом учитывается социально-экономический статус учеников, с которыми работает учебное заведение.

Работа со «слабыми» школами. В Шанхае школы с низкими результатами часто объединяются со школами, демонстрирующими высокие результаты в соотношении 1 к 1. Таким образом, «сильная» школа может оказывать положительное влияние на «слабую».

 

ОЭСР запускает первый проект по оценке социальных и эмоциональных компетенций

Люди с высокоразвитыми социальными и эмоциональными компетенциями чаще бывают успешными не только на рынке труда, но и в школе. Более того – они чаще завершают обучение в колледже. Об этом свидетельствуют данные, полученные Организацией экономического сотрудничества и развития (ОЭСР). Обобщение результатов исследований социального и эмоционального благополучия школьников, которые проводятся в большинстве американских штатов, свидетельствует о том, что лица с наиболее высокими показателями социального и эмоционального развития в 4 раза чаще завершают обучение в колледже, чем лица со средними показателями. В настоящее время социально-эмоциональные компетенции изучаются в основном на основании самооценки учащихся. Эксперты ОЭСР считают, что данные, полученные таким образом, представляют большой интерес, но использовать их для совершенствования образования затруднительно. Нужны новые, более совершенные инструменты для оценки связи между когнитивными и некогнитивными компетенциями. Поэтому в 2016 году ОЭСР приступает к разработке нового инструментария для оценки социально-эмоциональных компетенций учащихся школ. В нем примут участие ряд крупных городов по всему миру, в том числе и Москва. Участвовать в проекте будут также Милан и Рим (Италия), Оттава (Канада) и Осло (Норвегия) и некоторые другие города. Пилотное исследование запланировано на 2018 год, а основное исследование – на 2020-2021 годы. Экспертной поддержкой и подготовкой исследования в России занимается Институт образования НИУ ВШЭ.

 

Новые измерения в PISA

Андреас Шляйхер, директор ОЭСР по образованию, заявил, что в PISA–2018 могут появиться новые тесты. Сейчас это крупнейшее международное сравнительное исследование образования предлагает три теста: на читательскую грамотность, на математическую грамотность и на естественнонаучную грамотность. Однако современный глобальный мир, по словам Шляйхера, требует от человека способности коммуницировать и сотрудничать с представителями других культур. Соответственно, в PISA должны появиться тесты, которые измеряют эти способности, а также их связь с образованием, грамотностью и культурными представлениями человека.

Подобные тесты будут принципиально новыми для PISA. Соответственно, ОЭСР предстоит много экспертных обсуждений, прежде чем они будут разработаны.

 

Школьники с низкими результатами PISA по математике просто недостаточно упорны?

Недавно эксперты ОЭСР проанализировали результаты PISA–2012 по математике. В фокусе их внимания были школьники с низкими результатами и их мотивация к учебе. Оказалось, что недостаточное упорство учащихся — одна из причин плохого знания математики.

Международное исследование PISA кроме тестов включает в себя обширную анкету. В ней школьники отвечают на вопросы о благосостоянии семьи, образовании родителей, а также о процессе своего обучения в школе и своем отношении к учебе. В рамках своего исследования эксперты ОЭСР соотнесли результаты PISA по математике и ответы школьников на вопросы об учебе. Выяснилось, что разница между учениками с высокими и низкими результатами очень заметна.

Ученики с низкими результатами часто бросают задание после первой же неудачи. В среднем по ОЭСР, 32% школьников, показавших плохие результаты по математике, сказали, что легко отказываются от выполнения трудного задания. Среди подростков с высокими результатами таких оказалось лишь 13%.

Ученики с низкими результатами недостаточно хорошо готовятся к контрольным и экзаменам. Лишь 56% из них сообщили, что перед экзаменами они чувствуют себя хорошо подготовленными. Среди учеников с высокими результатами хорошо подготовленными к контрольным и экзаменам чувствуют себя 82% участников PISA в среднем по ОЭСР. Эксперты считают, что среди учащихся с низкими результатами по математике немало детей достаточно способных, привыкших быстро и легко выполнять простые задания и поэтому не научившихся подолгу сидеть над сложными.

 

Школьников опросили, тяжело ли им учиться

Почти 9 тысяч российских школьников из различных российских городов были опрошены на сайтеZnanija.com.  Учащимся предлагалось ответить на вопросы об уровне учебного стресса, услугах репетиторов, объемах домашних заданий.  Обработав результаты опроса, организаторы делают вывод, что с младшеклассниками больше занимаются родители, в средних классах (11–15 лет) начинается период активного потребления услуг репетиторства для подготовки к ГИА. В старших классах учащиеся уже широко пользуются услугами репетиторов и интернет-ресурсами. Чаще всего «подтягиваются» по математике, английскому и русскому языкам. Организаторы опроса озадачены, чем объяснить неувядающий спрос на услуги репетиторов по русскому языку. Низким фактическим уровнем грамотности или низким уровнем уверенности в знании родного языка?

 

 УПРАВЛЕНИЕ КАЧЕСТВОМ ОБРАЗОВАНИЯ

 

В Великобритании намерены реже повышать оценки за госэкзамены по итогам апелляций

После апелляций оценки за госэкзамены будут повышаться только в случае явной ошибки со стороны экзаменаторов, — заявили в OfQual. Эта британская некоммерческая организация отвечает за проведение GСSE — госэкзамена, аналогичного российскому ЕГЭ.

В прошлом году после проведения GCSE в Великобритании было подано 90000 апелляций ‒ рекордное число за все время существования экзамена. По итогам большей части апелляций выпускники школ добились небольшого повышения оценки. Анализ, проведённый OfQual, показал, что выпускники частных школ, где учатся дети наиболее состоятельных британцев, подали вдвое больше апелляций, чем дети из обычных государственных школ. Это может быть связано с тем, что апелляции в британских школах платные и стоят от 20 до 72 фунтов стерлингов за каждый экзамен. Школа может выплачивать эти средства сама, однако в целом ряде государственных школ апелляцию оплачивают родители.

Эксперты OfQual после анализа апелляций полагают, что большая их часть была удовлетворена не вполне справедливо. Оценки повышались главным образом из-за факта подачи на апелляцию. Дети из менее состоятельных семей оказались в проигрышном положении из-за того, что просто реже подают на апелляцию. Этим летом OfQual ужесточит правила пересмотра результатов GCSE.

 

ЕГЭ по литературе: история с бланками

Большой резонанс получила в СМИ и в сети Интернет история о том, как во время ЕГЭ по литературе в одном из московских пунктов проведения экзаменов (ППЭ) примерно 30 школьникам не хватило дополнительных ответных бланков, из-за чего им не удалось завершить сдачу экзамена. Ситуация стала известна благодаря посту в социальной сети мамы одной из школьниц. Согласно ее сообщению, подростков под диктовку заставили писать заявление на апелляцию и при этом запретили указывать, что бланки закончились по вине организаторов. Мама школьницы отмечает, что детей после трех с половиной часов экзамена еще полтора часа продержали в аудитории, не давая связаться с родителями. Последние уже направили жалобы в Министерство образования и другие ведомства.

«В данном случае в одном ППЭ потребовалось большое количество дополнительных бланков, которых не хватило даже с учетом организованной дополнительной доставки. Это единственный случай в день проведенного экзамена», ‒ цитирует представителя департамента образования ТАСС. В ведомстве добавили, что все выпускники, которые написали апелляции по процедуре, будут допущены к пересдаче в резервный день. Подобная ситуация с бланками произошла и в Ростове-на-Дону.

 

Почти 700 тысяч выпускников написали ЕГЭ по русскому языку

Русский язык – один из двух обязательных предметов для получения аттестата об окончании школы. Кроме того, результаты ЕГЭ по русскому языку необходимо представить при поступлении в вуз на любое направление подготовки (специальность). Это самый массовый экзамен основного периода, заявления на участие в нем подали около 684 тысяч человек, в том числе примерно 639 тысяч выпускников текущего года.

«По большинству предметов, в том числе по русскому языку, в этом году в заданиях нет тестовой части. Экзаменационные задания дают возможность участникам ЕГЭ в полной мере проявить свои знания и творческие способности», ‒ сообщил глава Рособрнадзора Сергей Кравцов. 
Экзамен прошел во всех субъектах РФ, для его проведения было задействовано 5456 пунктов проведения экзаменов (ППЭ). Группа мониторинга не выявила утечек экзаменационных материалов. 202 работы были аннулированы за нарушение правил проведения ЕГЭ (в 2015 году таких работ было 215, а в 2014 ‒ 320).

Минимальное количество баллов по русскому языку, необходимое для получения аттестата, составляет 24 балла. Вузы не имеют права устанавливать минимальный проходной порог по этому предмету ниже 36 баллов.

 

Первые удаленные с ЕГЭ

Около 30 человек было удалено с первых ЕГЭ 2016 года (по географии и литературе) 27 мая. «В 2014 году с этих экзаменов за нарушения было удалено 74 человека, в прошлом 40, в этом ‒ 28 человек», ‒ сказал глава Рособрнадзора Сергей Кравцов.

Основной период ЕГЭ–2016 в этом году проходит с 27 мая по 30 июня. Первыми экзаменами в этом году стали география и литература. Заявления на участие в ЕГЭ по литературе подали более 57 тыс. участников, по географии ‒ 26 тысяч.

 

Выпуск подготовили: 
Антипкина И.В. iantipkina@hse.ru
Рылько Е.Д. krylko@hse.ru