Из детсада в первый класс: как оценить готовность ребенка к школе
В мировой практике работы с маленькими детьми существует два глобальных подхода к оцениванию знаний и навыков дошкольников. Часть специалистов настаивают на необходимости использовать метод наблюдения, в то время как другие считают, что даже маленьких детей можно и нужно спрашивать о том, что они знают и умеют. В России существует ряд методик, созданных в идеологии обоих подходах, обзор которых был представлен на дискуссионной площадке. Такие инструменты позволяют учителям, школьным психологам и методистам быстрее познакомиться с первоклассниками и разобраться в их индивидуальных потребностях.
Ведущие познакомили учителей с инструментом стартовой диагностики и оценки прогресса первоклассников iPIPS (international Performance Indicators in Primary Schools), который уже несколько лет применяется в ряде российских школ. iPIPS сочетает в себе оба подхода: ребенок сам отвечает на игровые задания, оценивающие его когнитивные навыки (чтение, математика, словарный запас, фонематическая подготовка), а социо-эмоциональное развитие ребенка оценивает учитель методом наблюдения.
В свою очередь присутствующие в аудитории учителя рассказали о том, какие методики используются в их школах, и даже сообщили о противоречиях, которые регулярно возникают между педагогами и психологами, когда речь заходит об оценке готовности детей к школе.