Центр психометрики и измерений в образовании

 

Психометрические исследования — это методы измерения и оценки различных характеристик людей, включая психологические особенности, знания, компетенции, навыки и т.д., с использованием статистических методов.

 

Запуск международного отчета SSES-19

7 сентября состоялась презентация результатов Международного сравнительного исследования социальных и эмоциональных навыков школьников (Study of Social and Emotional Skill – SSES-19). SSES - первое масштабное исследование социального и эмоционального развития учащихся разных стран. Исследование проводилось в 2019 году под эгидой Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР).

В исследовании приняли участие школьники 10 и 15 лет из крупнейших мегаполисов со всего мира, в том числе лидеры в области развития образования – Финляндия, Канада, Китай, США, Южная Корея и другие страны. Всего в исследовании участвовало 10 мегаполисов из 9 стран 4 разных континентов планеты. Москва, как ведущий и наиболее активно развивающийся регион в сфере образования, представлял Россию.  Проект курировали сотрудники Центра психометрики и измерения в образовании совместно с Московским центром качества образования.

Цель исследования - точная и аккуратная оценка социальных и эмоциональных навыков учащихся начальной и средней школы в сравнительной, межстрановой перспективе, и разработка рекомендаций по их развитию на основании результатов.

Социальные и эмоциональные (СЭ) навыки помогают узнавать и управлять своими эмоциями, решать конфликты и проблемы, понимать других, сочувствовать, поддерживать позитивные отношения, следовать этике и достигать целей.

В исследовании оценивались 15 навыков и два дополнительных индекса: ответственность, настойчивость, самоконтроль, устойчивость к стрессу, оптимизм, эмоциональный контроль, эмпатия, доверие, кооперация, толерантность, любознательность, креативность, общительность, ассертивность, энергия, мотивация достижений и самоэффективность.

Академические достижения и карьерные ожидания

  • Социальные и эмоциональные навыки учащихся могут предсказывать школьные оценки
  •  Любознательность и настойчивость - навыки, наиболее тесно связанные с школьными оценками как у 10-, так и у 15-летних.
  • Во всех городах 15-летних подростков с высокими карьерными ожиданиями отличало их любопытство.
  • В среднем учащиеся, которые стремятся стать специалистами в области здравоохранения, более любопытны и склонны к сотрудничеству.  А у учащихся, которые хотели бы работать в вооруженных силах, полиции или в секторе безопасности, выше уровень энергии.

 Индивидуальные различия в социальных и эмоциональных навыках

  • В среднем, во всех городах, участвовавших в исследовании, результаты учащихся с более высоким социально-экономическим статусом выше, чем результаты их сверстников из социально-экономически неблагополучных семей.
  • В среднем у мальчиков выше уровень эмоциональной регуляции, общительности и энергии, в то время как девочки более ответственные, чуткие и лучше умеют сотрудничать.
  • Результаты 15-летних, независимо от пола и социально-экономического статуса, в среднем ниже, чем 10-летних. Снижение результатов больше у девочек, чем у мальчиков по большинству навыков.

Психологическое благополучие учащихся

  • Социальные и эмоциональные навыки учащихся во многом связаны с их психологическим благополучием.
  • Оптимизм связан с более высоким уровнем удовлетворенности жизнью и текущим психологическим благополучием, а также с более низким уровнем тестовой тревожности. Стрессоустойчивость также связана с меньшим уровнем тестовой тревожности. Эти результаты одинаковы для разных городов.
  • Удовлетворенность жизнью и текущее психологическое благополучие падают, в то время как тестовая тревожность возрастает к подростковому возрасту, особенно у девочек. Эти результаты одинаковы для разных городов.
  • Учащиеся из семей с высоким социально-экономическим статусом, как правило, сообщают о более высоком уровне удовлетворенности жизнью и текущем психологическом благополучии по сравнению с учащимися из неблагополучных семей.

Социальные отношения учащихся в школе

  • В среднем каждый пятый 10-летний ученик сообщил, что другие ученики высмеивали его / её раз в неделю или чаще. Десятилетние мальчики чаще страдали от буллинга, чем девочки.
  • Пятнадцатилетние девочки сообщали о более низком чувстве принадлежности к школе по сравнению с мальчиками несмотря на то, что мальчики более подвержены буллингу.
  • Учащиеся с большим чувством принадлежности к школе и лучшими отношениями с учителями показали более высокие результаты по социальным и эмоциональным навыкам. Напротив, учащиеся, которые сообщили о буллинге получили более низкие результаты. Природа этой взаимосвязи, скорее всего, двусторонняя.
  • Принадлежность к школе наиболее тесно связана с более высоким уровнем сотрудничества, оптимизмом и общительностью, в то время как восприятие учащимися своих отношений со своими учителями наиболее тесно связано с более высоким любопытством, мотивацией к достижениям и оптимизмом. Буллинг в наибольшей степени связан с более низким уровнем эмоционального контроля, оптимизма и стрессоустойчивости.

В презентации международного отчета приняли участие ведущие мировые эксперты в области образования и социально-эмоционального развития: Андреас Шляйхер (ОЭСР), Анджела Даквортс (Университет Чикаго и Character Lab), нобелевский лауреат Джеймс Хекман. Обсуждая результаты отчета, эксперты сошлись во мнении, что социально-эмоциональное развитие сегодня становится одним из ключевых факторов благополучия детей разных возрастов, и что подобные междисциплинарные проекты, направленные на внепредметную сферу образования, в будущем будут становиться все более и более актуальными.

Более подробную информацию о том:

  • Каким образом уровень развития социальных и эмоциональных навыков различается в зависимости от пола, иммиграционного происхождения или социально-экономического статуса учащихся? И как политика может помочь уменьшить неравенство в навыках среди уязвимых групп учащихся на основе фактических данных?
  • Какие социальные и эмоциональные навыки влияют на обучение и достижения учащихся, такие как академическая успеваемость, поведение, здоровье, удовлетворенность жизнью и общее благополучие?
  • Каковы сходства и различия между учащимися 10 и 15 лет в уровне развития социальных и эмоциональных навыков?
  • Какие факторы способствуют или препятствуют развитию социальных и эмоциональных навыков у учащихся дома, в школе и среди сверстников?

Можно найти в международном отчете SSES опубликованном на официальном сайте.