Центр психометрики и измерений в образовании

 

Психометрические исследования — это методы измерения и оценки различных характеристик людей, включая психологические особенности, знания, компетенции, навыки и т.д., с использованием статистических методов.

 

26 мая состоялась очередная сессия международного научного семинара «Измерения и анализ данных в психологии и образовании»

26 мая состоялась очередная сессия международного научного семинара «Измерения и анализ данных в психологии и образовании»

С докладом «Тест эмоционального интеллекта подростков (MSCEIT-YRV): русскоязычная адаптация» выступили

  1. Елена Алексеевна Сергиенко, доктор психологических наук, главный научный сотрудник лаборатории психологии развития субъекта в нормальных и посттравматических состояниях, Институт психологии Российской академии наук
  2. Елена Анатольевна Хлевная, доктор экономических наук, кандидат психологических наук, преподаватель, Московская международная высшая школа бизнеса «МИРБИС» (МИРБИС); основатель EILab (резидент инновационного кластера Сколково), Москва, Россия
  3. Татьяна Сергеевна Киселева, кандидат психологических наук, руководитель отдела разработок, Международная сеть детских центров развития эмоционального интеллекта «ЭИ дети», Москва, Россия

В своем докладе авторы представили основные результаты адаптации задачной методики оценки уровня развития эмоционального интеллекта подростков MSCEIT-YRV (Mayer-Salovey-Caruso Emotional Intelligence Test – Youth Research Version) на русскоязычной выборке. Адаптация и психометрическая проверка методики проведена на 996 подростках в возрасте от 10 до 17 лет (430 мальчиков и 566 девочек, средний возраст 13,3 лет). Тест позволяет оценить общий уровень развития эмоционального интеллекта, опытного и стратегического доменов эмоционального интеллекта и четырех способностей (распознавание эмоций, усиление мышления, понимание эмоций и управление эмоциями). Основные психометрические показатели надежности и валидности MSCEIT-YRV удовлетворяют требованиям стандартизации теста.

Также авторы представили этапы разработки и стандартизации российского теста эмоционального интеллекта подростков (ТЭИ-П), тест имеет две версии: для подростков 10–13 лет и 14–17 лет с одинаковой структурой и количеством вопросов, но различающиеся визуальным и текстовым стимульным материалом, языком изложения. Прототипом нового теста выступили MSCEIT-YRV и ТЭИ (тест эмоционального интеллекта для взрослых), теоретической базой – модель способностей ЭИ Дж. Мэйера, П. Сэловея и Д. Карузо и психоэволюционная теория эмоций Р. Плутчика. Появление в России культурно специфичного надежного инструмента диагностики эмоционального интеллекта ребенка расширяет знания о его месте в жизни детей и подростков, влиянии на психологическое здоровье, адаптивность к современным условиям жизни и открывает новые перспективные направления исследований и практики.

Доклад вызвал живую и заинтересованную дискуссию участников семинара. Дискуссанты отметили большую значимость исследований, диагностики и развития эмоционально-социальной сферы в раннем возрасте.

В своем выступлении дискуссант Екатерина Алексеевна Орел, кандидат психологических наук, старший научный сотрудник Центра психометрики и измерений в образовании, руководитель проектно-учебной лаборатории моделирования и оценивания компетенций в высшем образовании, отметила важность и сложность задачи оценки эмоционально-социальной сферы подростков, акцентировала вопрос связи эмоционального и общего психометрического интеллекта, специфичности самого конструкта эмоционального интеллекта. Дискуссант подчеркнула, что с появлением российского инструмента возможно будет проводить более углубленные исследования сути эмоционального интеллекта, его связи с образовательными достижениями, дальнейшими карьерными траекториями подростков.

В своем выступлении дискуссант Оксана Михайловна Исаева, кандидат психологических наук, доцент кафедры организационной психологии НИУ ВШЭ в Нижнем Новгороде, отметила серьезную методологическую основу нового российского теста, выверенные процессы стандартизации и валидизации теста, неоспоримое преимущество задачных методов оценки эмоционального интеллекта от самооценочных, а также необходимость внедрения системы диагностики и развития эмоционального интеллекта в школы и важность просветительской работы среди родителей и педагогов. Дискуссант подчеркнула, что разработка российского инструмента для детей позволит оценить динамику обучающих воздействий, а также проводимые исследования вносят большой вклад в российскую науку и практику.
Видеозапись семинара

Следующий вебинар в рамках международного семинара «Измерения и анализ данных в психологии и образовании» состоится 16 июня 2022 года.

© МОСКОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ