Центр психометрики и измерений в образовании

 

Психометрические исследования — это методы измерения и оценки различных характеристик людей, включая психологические особенности, знания, компетенции, навыки и т.д., с использованием статистических методов.

 

Инструмент измерения цифровой грамотности представлен на вебинаре МГППУ и ИО НИУ ВШЭ

15 декабря 2022 состоялся международный научный семинар (вебинар) «Измерения и анализ данных в психологии и образовании», организованный в партнерстве университетов ФГБОУ ВО МГППУ и Института образования НИУ ВШЭ.

Модератором семинара выступила Алина Евгеньевна Иванова, кандидат наук об образовании, старший научный сотрудник Центра психометрики и измерений в образовании Института образования НИУ ВШЭ.

С докладом «Измерение цифровой грамотности учащихся основной школы с применением доказательного подхода» выступили Авдеева Светлана Михайловна, канд. тех. наук, заведующая Лабораторией измерения новых конструктов и дизайна тестов Института образования НИУ ВШЭ, Тарасова Ксения Вадимовна, канд. пед. наук, заместитель заведующего Лабораторией измерения новых конструктов и дизайна тестов Института образования НИУ ВШЭ, Васин Георгий Михайлович, психомерик проекта по измерению цифровых компетенций.

В своем докладе авторы рассмотрели современные подходы к измерению цифровых компетенций. Представили модель цифровой грамотности, как набора ключевых цифровых компетенций разработанную в парадигме «обоснованного дизайна» (Principled Assessment Design). Ключевые цифровые компетенции, такие как поиск и анализ информации, создание информационных продуктов, умение коммуницировать в цифровой среде, работа с цифровыми инструментами и сервисами и др., входят в перечень метапредметных образовательных результатов ФГОС ООО и обязательны для формирования во время обучения в школе. А для того, чтобы понять уровень сформированности цифровых компетенций, их надо уметь измерять.

На основе модели ключевых цифровых компетенций по методологии доказательной аргументации (Evidence Centered Design) был разработан инструмент измерения цифровой грамотности, который и представили докладчики. Предложенные форматы тестовых заданий инструмента – с использованием симуляций на основе сценариев – позволили измерить уровень цифровой грамотности и входящих в нее цифровых компетенций учащихся основной школы в реалистичных контекстах, решить задачу внутренней мотивации выполнения заданий, тем самым повышая степень достоверности полученных результатов. Для выполнения тестовых заданий не требуется специальных предметных знаний. Выбранный контекст сценариев не влияет на справедливость оценки: он одинаково знаком разным группам учащихся (например, группам по полу или месту проживания), что заранее было проверено в рамках качественных исследований (когнитивных лабораторий).

На основе этого инструмента было проведено исследование на выборке 4245 учащихся 6-х, 7-х и 8-х классов. Результаты психометрического анализа подтвердили валидность и надежность результатов измерения.

Исследование, проводимое на базе этого инструмента, показало, что процессы цифрового обновления, протекающие в школах, пока очень мало связаны с формированием цифровых компетенций учащихся, так как большинство учителей используют цифровые технологии преимущественно на уровне замещения и/или улучшения (например, презентаций при фронтальной учебной работе), а не преобразования на основе возможностей цифровых технологий.

В ходе развернувшейся после доклада дискуссии участники семинара отметили высокое качество инструмента измерения цифровой грамотности на основе представленных результатов психометрического анализа, в том числе и качество разработанных тестовых заданий сценарного типа, элементы которых относятся одновременно к разным составляющим конструкта и имеют дополнительную взаимосвязь между собой, обусловленную контекстом заданий. Патаракин Евгений Дмитриевич, заметил, что современные учащиеся, которые выросли в окружении цифровых устройств, являются «цифровыми аборигенами» и легко осваивают навыки работы в цифровой среде. После его выступления разгорелась дискуссия о том, насколько и какие цифровые навыки сформированы у современных школьников и требует ли их формирование и развития специального внимания школы.

 

Смотреть запись вебинара