Связь когнитивных характеристик школьников с использованием цифровых технологий обсудили на семинаре МГППУ и ИО НИУ ВШЭ
С докладом «Цифровая грамотность, когнитивный контроль и использование цифровых устройств школьниками» выступили
- Кузьмина Юлия Владимировна, канд. псих. наук, старший научный сотрудник Центра психометрики и измерений в образовании Института образования
- Авдеева Светлана Михайловна, канд. тех. наук, заведующая лабораторией измерения новых конструктов и дизайна тестов Института образования НИУ ВШЭ
- Тарасова Ксения Вадимовна, канд. пед. наук, заместитель заведующей лабораторией измерения новых конструктов и дизайна тестов Института образования НИУ ВШЭ
В своем докладе авторы представили, как навыки поиска, анализа, создания, управления информацией и другие цифровые навыки связаны с индивидуальными различиями в когнитивном контроле учащихся, было подтверждено, что способность концентрироваться, поддерживать внимание и переключаться между задачами является значимым для решения задач в цифровой среде. Доклад вызвал живую и заинтересованную дискуссию участников семинара.
Дискуссанты отметили актуальность поднятой темы и большую значимость исследований. Первый дискуссант, Логвиненко Татьяна Игоревна[a1] , старший специалист Научного центра когнитивных исследований Университета «Сириус» подняла несколько важных вопросов относительно используемых методов анализа данных и операционализации когнитивных конструктов. В частности, она задала вопрос о том, почему когнитивные способности выбраны в качестве медиатора в модели взаимосвязи между использованием цифровых устройств и цифровой грамотностью. Также обсуждались альтернативы используемым в исследовании когнитивным тестам и метрикам, полученным по итогам их прохождения.
Дискуссант Савицкий Кирилл Леонидович, старший преподаватель Департамента образовательных программ, ведущий эксперт лаборатории цифровой трансформации образования Института образования НИУ ВШЭ отметил качественную операционализацию цифровых навыков и то, что несмотря на то, что когнитивный контроль не является единственным фактором, определяющим уровень сформированности цифровых навыков, он способствует их развитию и применению для решения задач. Когнитивный контроль также связан со способностью планировать, организовывать и регулировать свои действия, а эти навыки важны для освоения новых цифровых технологий и адаптации к изменениям в цифровой среде.
Дискуссанты были едины в своих рекомендациях продолжить исследования, особенно в направлении подтверждения реальной связи когнитивные функции с работой в режиме многозадачности цифровой среды, а также связи цифровой среды, с ее быстрой доступностью к информации и способности к анализу информации, в частности, к формированию причинно-следственных связей у школьников.
Семинар проведен в рамках гранта, предоставленного Министерством науки и высшего образования Российской Федерации (№ соглашения о предоставлении гранта: 075-15-2022-325 от 25.04.2022).
Видеозапись вебинара можно посмотреть здесь
Следующий вебинар в рамках международного семинара «Измерения и анализ данных в психологии и образовании» состоится 23 ноября 2023 года.
Источники: Отдел планирования и сопровождения научных проектов и мероприятий, Научно-практический центр по комплексному сопровождению психологических исследований PsyDATA, Международный научный семинар "Измерения и анализ данных в психологии и образовании"