Центр психометрики и измерений в образовании

 

Психометрические исследования — это методы измерения и оценки различных характеристик людей, включая психологические особенности, знания, компетенции, навыки и т.д., с использованием статистических методов.

 

Инструмент независимой оценки правовой грамотности обсудили на семинаре МГППУ и ИО НИУ ВШЭ

23 мая состоялась очередная сессия международного научного семинара «Измерения и анализ данных в психологии и образовании», организованного в партнерстве университетов  ФГБОУ ВО МГППУ и Института образования НИУ ВШЭ.

Инструмент независимой оценки правовой грамотности обсудили на семинаре МГППУ и ИО НИУ ВШЭ

Московский государственный психолого-педагогический университет

С докладом «Занимательное право: оценка правовой грамотности студентов с использованием заданий на основе сюжетов из реальной жизни» выступили

  1. Тарасова Ксения Вадимовнакандидат педагогических наук, директор Центра психометрики и измерений в образовании НИУ ВШЭ
  2. Талов Даниил Павлович, стажер-исследователь Центра психометрики и измерений в образовании НИУ ВШЭ
  3. Тарасов Сергей Владимировичмладший научный сотрудник, Заместитель директора Центра психометрики и измерений в образовании НИУ ВШЭ

В своем докладе авторы представили инструмент независимой оценки правовой грамотности, разработанный в Центре психометрики и измерений в образовании при участии экспертов с факультета права НИУ ВШЭ для студентов неюридических специальностей.

Исследователи отметили, что стать грамотным в области права - значит стать полноправным участником сообщества, которое разделяет правовые ценности, и это связано не только с ограничениями, но и с многочисленными возможностями для действий.

Правовая грамотность - это способ преодолевать трудности, которые постоянно возникают в жизни общества, а также одно из направлений в образовании, которое важно для предотвращения негативных последствий тотальной цифровизации современного поколения. Граждане могут оказаться лишены отдельных прав, выгод, подвержены несправедливой эксплуатации и даже обману, что обостряется в цифровую эпоху.

Важным аспектом стало применение современного подхода к разработке инструментов измерения сложных конструктов (Evidence-Centered Design), задания сценарного типа, использующие мотивирующие сюжетные ситуации, с графическими решениями и персонажами, созданными с помощью искусственного интеллекта, интеграция в систему управления обучением вуза (SmartLMS) – это отвечает мировому тренду перехода от заданий в цифровой среде к «тестовым экосистемам». Инструмент вносится в систему, а затем может быть импортирован любому участнику учебного процесса, также как и результаты. Такой подход обеспечивает доступность оценивания для всех студентов НИУ ВШЭ и способствует выстраиванию индивидуальной траектории обучения в области правовой грамотности.

Авторы продемонстрировали высокую надежность и валидность результатов, а также представили данные по прогрессу, связанному с прохождением курса правовой грамотности для бакалавров ВШЭ - за полгода студенты существенно улучшили свой результат по тесту, особенно в темах семьи, судов и взаимоотношений с правоохранительными органами.

Доклад вызвал живую и заинтересованную дискуссию участников семинара.

Дискуссанты отметили актуальность исследования и важность оценки и формирования правовой грамотности для современного гражданского общества.

В своем выступлении дискуссант Никольский Владимир Святославович профессор, доктор философских наук, главный редактор журнала «Высшее образование в России», главный научный сотрудник, Проектно-учебная лаборатория «Молодежная политика»  НИУ ВШЭ, отметил высокий потенциал инструмента для обучения правовой грамотности студентов и взрослых, потому что погружение в сюжеты теста поможет прожить важный опыт и сформировать навыки и знания, необходимых для полноправного участия в обществе.

Дискуссант Петракова Марина Сергеевна преподаватель Факультета права НИУ ВШЭ, член рабочей группы Экспертного совета Комитета Государственной Думы по молодежной политике, подчеркнула, особенность теста – оценка не только знания в области права, но и навыков и установок правовой грамотности. Помимо этого, дискуссант отметила возможность использования инструмента вместе с образовательным курсом, что повышает возможности индивидуализации обучения.

Видеозапись вебинара