Межрегиональный экспертный семинар «Как преодолеть образовательную неуспешность в школе»
2 октября состоялся региональный семинар Института образования, на котором обсуждались проблемы образовательной неуспешности в российских школах и пути их преодоления. Было рассмотрено влияние различных факторов на успешность учащихся, включая семейные обстоятельства, мотивацию и самооценку. Акцентировалось внимание на важности научного подхода и вовлеченности родителей в образовательный процесс.
Школьная неуспешность – это серьезная проблема, требующая комплексного решения.
Для ученика это не только ограничение профессиональных перспектив, но и проблемы с социализацией, снижение самооценки, проблемы с последующим обучением. Для родителей это необходимость дополнительной помощи ребенку, дополнительных занятий, поиска репетиторов, финансовые затраты. Для общества и государства – риски низкой квалификации, рост безработицы, снижение благополучия и уровня счастья.
Необходимо сотрудничество школы, педагогов государства, семьи, чтобы создать условия для качественного образования и воспитания для всех детей. Ситуация каждой школы уникальна и следующий шаг развития нельзя сделать, повторяя предыдущие решения и опираясь исключительно на интуицию. Опрос, проведенный среди участников семинара, показал, что большинство считает, что школы могут решить проблему неуспешности при должной поддержке.
Спикеры
Центр общего и дополнительного образования имени А.А. Пинского: Директор центра
Центр общего и дополнительного образования имени А.А. Пинского: Эксперт
«Тема образовательной неуспешности действительно является одной из ключевых для школ, и мы обсудим эту тему в рамках доказательного подхода –эффективных решений, подтвержденных опытом их применения, с учетом разнообразия контекстов», - заметил Сергей Геннадьевч Косарецкий.
«Школьную неуспешность» можно рассматривать как применительно к ученикам так и к школам.
Для учеников – это систематическая академическая неуспеваемость обучающегося, его отставание в изучении круга предметов от одноклассников (не ситуативное ухудшение результатов, и не один предмет, к которому у ребенка нет способностей или интереса). Критериями могут выступать уровень функциональной грамотности, оцениваемый по различным шкалам в международных и российских исследованиях (математической, читательской, естественно-научной и так далее).
Для школы неуспешность может выражаться в низких результатах сравнительных мониторингов, оценочных исследований (например, Федеральный институт оценки качества образования). Ключевые критерии: наличие группы неуспевающих в школе, наличие факторов снижения в школе образовательных результатов, негативная динамика в сравнении с предыдущими периодами по функциональной грамотности или иных желаемых планируемых результатов освоения образовательной программы.
«Практики в различных областях профессиональной деятельности опираются на то, что привычно для данной области, как делают большинство, считая это оптимальным и правильным. Научный подход, доказательный подход говорит нам о том, что подобного рода основания могут оказаться ошибочными или неэффективными (хотя преемственность по отношению к предыдущему опыту не всегда приводит к ошибкам и заблуждениям)», - подчеркнул Сергей Геннадьевич Косарецкий.
При доказательном подходе для разработки методик программ, организационных изменений и даже реформ системы образования используются строгие и проверенные доказательства их эффективности и оптимальности для решения поставленных задач на основе исследований. Это позволяет выбрать обоснованные и наилучшие решения на уровне политики, программ и проектов. Это особенно важно в отношении проблемы образовательной неуспешности – одной из наиболее острых проблем, которой занимаются ученые в сфере образования.
Среди основных факторов, определяющих проблемы неуспешности – личные, семейные и школьные, но значимость их отличается в различных исследованиях.
Среди индивидуальных характеристик – характеристики личности (такие как экстраверсия, нейротизм, настойчивость, установка на рост, стратегии совладения со стрессом), когнитивные и учебные способности (уровень интеллекта, метакогнитивные навыки, образовательный опыт), мотивация и конструкты, связанные с самостоятельностью (самоэффективность, самооценка).
Семейные факторы – это наличие ресурсов (уровень образования, культурный и социальный капитал, уровень дохода), семейные отношения (ожидания, стиль воспитания, конфликтность), участие родителей и семьи в образовании (вовлеченность, поддержка, поддержка автономии или контроль, взаимодействие со школой).
Многое зависит от школы, ее ресурсной оснащенности (кадры, инфраструктура, специализация, возможности дополнительного образования), состава (социального, этнического, академического), школьного климата (ценностей, норм, отношений, поведения) и характеристик учителя и методов преподавания (ожиданий, установок, компетенций, педагогических методов, отношений с учениками).
«Дети, которые попадают в классы, однородные по низкому академическому уровню, как правило, «проигрывают» и, как показывает исследование, в среднем успеваемость школы при селекции и отборе растет», - Сергей Геннадьевич Косарецкий.
На семинаре все эти факторы были подробно разобраны. Далеко не всегда влияние соответствует интуитивно ожидаемому.
«Некоторые исследования показывают, что факторы с наиболее высокими оценками, или говоря научным языком с наибольшим размером эффекта на академическую успешность, это: групповая коллективная эффективность педагогов, самооценка ребенком своих будущих достижений и ожидания педагогов, а не образовательные технологииили методы преподавания», - Сергей Геннадьевич Косарецкий.
Увеличение групповой эффективности педагогов связано с типом лидерства, методиками, технологиями, которые обеспечивает кооперацию, взаимодействие учителей на уровне школы.
Среди этих технологий: формирующее оценивание, позволяющее развивать самоорганизацию, самооценку, саморегуляцию учебного процесса. Это и взаимообучение, групповая работа, взаимооценка. Выстраивание сбалансированного и эффективного использования образовательных форматов: домашних заданий, устной работы, создание условий на уроке, активные формы обучения. А, например, продление учебного дня отстающего ученика, дополнительные консультации, высокий результат не показывают – самая большая эффективность в том, что происходит непосредственно на уроке.
«Ни в коем случае нельзя отвергать личный опыт, нужно находить подходы как можно знания, которые есть у учителей, распространять между коллегами и передавать новому поколению учителей. Такая работа организации взаимодействия педагогов также должна опираться на лучшие практики, которые показывают свою эффективность», - подчеркнула Елена Вячеславовна Овакимян.
Это могут быть технологии исследования урока, педагогические туры, кураторская методика, методы мотивации, организации и самоорганизации, повышение веры в себя, поощрение учеников – все это влияет на конечный результат.
Для обоснованного наблюдения и анализа, выстраивания управленческих и педагогических процессов необходимы объективные данные, по сути дела мониторинг, наблюдение за динамикой, за изменением.
«Какие вопросы себе ставить, как быть исследователем своего преподавания? Это очень важный навык, который необходимо развивать и применять прежде, чем налаживать какой-либо мониторинг. Без этого современному учителю достаточно сложно выстроить свою работу», заметила Елена Вячеславовна Овакимян.
Записаться на курс повышения квалификации
На нашем курсе «Преодоление образовательной неуспешности на основе доказательного подхода» мы учим тому, как объединить уже накопленные практические знания и опыт с результатами научных исследований, данными, получаемыми внутри школы (с помощью исследований или мониторингов), чтобы достичь высоких образовательных результатов как на уровне индивида, так и школы.
Это полностью асинхронный курс, с подробным методическим материалом и дополнительными рекомендациями, с заданиями, которые можно брать из своей практики и получать обратную связь от преподавателей и экспертов.
Благодарим всех спикеров и участников за интересное мероприятие!
До встречи на следующих семинарах!
Центр общего и дополнительного образования имени А.А. Пинского: Директор центра
Центр общего и дополнительного образования имени А.А. Пинского: Эксперт