Приказано выжить

Как школа справляется с онлайном? Мы слышим много трактовок и сценариев – от оптимистичных до оценки «полный провал». Но что именно происходит в реальности, разбираемся вместе с Елизаветой Мартыновой, руководителем управления образования Хангаласского улуса Республики Саха (Якутия). Что получается, что не получается в восьми тысячах километров от Москвы, и какие советы можно дать другим школам на необъятных просторах России.

Приказано выжить

© пресс-центр Хангаласского улуса

Улус спешит на помощь

5 – 7% семей в улусе не могут оплатить интернет, у значительной части школьников нет компьютеров, а у младшеклассников телефонов. Елизавета Мартынова считает, что единственный выход из ситуации – школа сама должна обеспечить нуждающихся связью и устройствами, и предлагает два варианта. Расходы будут небольшими, а альтернатив нет: тогда образование не будет всеобщим.

Первый вариант: временно отдать малоимущим школьные компьютеры и оплатить интернет. В каждой школе 10-15 таких учеников, а расходы составят в пределах 1000 рублей на одного ребенка в месяц.

Вариант второй: отказаться от закупок в текущем году бумажных учебников, а на эти деньги приобрести всем ученикам ноутбуки и интернет. Пользоваться бесплатным контентом Яндекс.Учебник.   

Чтобы осуществить первый вариант, нужны небольшие законодательные изменения. Закупить компьютеры для передачи во временное пользование нуждающимся ученикам – более реальный путь. Кстати, так сделали на днях в столице региона – Якутске. Более 500 планшетов купила администрация города.

Нехватка техники усугубляется недостаточным охватом интернета. В улусе «водораздел» между школами, которые справились с первыми днями онлайна хорошо и не очень, проходит ровно по границе обеспеченности качественной связью. Школа не в состоянии влиять на это напрямую, но может вести переговоры с районными властями, которые тянут оптоволокно в населенные пункты, и с сотовыми операторами. Для учебы нужна связь 4G, сегодня в районе ею удалось обеспечить все наслеги (якутское название посёлка), кроме южных.

Помощники поневоле

На селе нет такой пропасти между родителями и учителями, как в городе. Они соседи, друзья, общаются и вне школы. Но даже там в семьях, как оказалось, было непонимание задач, которые стоят перед учителем. Семьям волей-неволей пришлось активно включиться в учебу и открыть для себя много нового – увидеть, как работает школа, как строится урок. «Родители, похоже, зауважали учителей», – так один из хангаласских директоров описал итоги первых дней онлайна.

Семьям пришлось включиться не только в воспитание, но и именно в обучение. Вместе участвуют в уроке. Там, где ребенку «не хватило» онлайна, родитель объясняет, пересматривая видео урока. Причем, по словам Елизаветы Мартыновой, «для многих это оказалось открытием: впервые увидели эти электронные ресурсы, образовательные платформы, программы для взаимодействия на расстоянии, освоили вместе со своими детьми Zoom, Discord». Кстати, здесь ученики выступили учителями для педагогов и родителей, так как программа Discord используется ими давно, но исключительно в играх.

Многие родители увидели плюсы в возможностях дистанционного обучения – выбор учителя, индивидуальный темп прохождения программы, повышение уровня самостоятельности детей. Впрочем, не всё из этого – сегодняшнее открытие: дистанционное обучение в улусе  внедряют на протяжении последних двух лет. 

Задача школы на этом этапе – не спугнуть родителей, не отбить желание и дальше участвовать в обучении детей. Аккуратно вовлекать их, чтобы после отмены карантина это участие сохранилось хотя бы частично.

Будущее – за «бартером»?

Быстрее всех сориентировались в онлайн-преподавании те, кто привык к дистанционным технологиям благодаря вебинарам. Год назад в улусе начался проект Института образования ВШЭ, ВЭБ.РФ и Фонда развития Дальнего Востока. В районе создают модель управляемого роста качества образования – ее можно будет масштабировать и в другие регионы. Специалисты Инобра помогают всем 27 школам прокачать педагогические методики, управленческие решения и цифровые технологии – в основном это происходит как раз дистанционно. Знакомство с большим набором цифровых инструментов помогло учителям улуса свободно выбирать их и сочетать. В первые дни дистанта они опробовали больше 10 платформ. Лидировали Я.Класс, Учи.Ру, РЭШ, но лишь для части урока – например, для заданий. В остальном учителя, как правило, использовали более простые скайп и ватсап.

Переход на новый режим работы школ оказался безболезненным в тех школах, где уже применяли идеи смешанного обучения, модели «5+1», включали в образовательный процесс работу на различных образовательных платформах. По словам Елизаветы Мартыновой, в улусе немало дальних школ, которые онлайном решали проблему нехватки предметников. Организовали своего рода бартер видеоуроков: например, информатику вел учитель из одной школы, биологию – из другой. Сдали ОГЭ – оказалось, что в обеих школах по обоим предметам лучшие результаты в районе. Этим школам уже не надо объяснять, что онлайн – не вынужденная мера и неудобство, как до сих пор считают многие городские учителя.

Большим плюсом в новом режиме работы стало использование всеми школами возможностей АИС «Сетевой город. Образование» – в частности, электронных журнала и дневника.

Период самоизоляции закончится, но, чтобы сохранять навыки дистанционной работы, сельским школам лучше и дальше экспериментировать с сетевыми моделями. По крайней мере, в улусе готовы расширять долю онлайна и после того, как запрет на посещение школ будет снят.