Первый проект социального воздействия в Якутии переходит в онлайн-режим
Изначально при планировании проекта мы делали особый акцент на онлайн-обучении, возможности которого сегодня позволяют получать доступ к качественному образованию из любой точки мира. Это особенно актуально для Якутии, где есть малокомплектные школы, которые находятся в труднодоступных населенных пунктах. При этом специальное внимание уделяется педагогическим технологиям, позволяющим эффективно использовать собственно цифровые инструменты. Сформированы группы учеников и учителей, которые будут заниматься на отобранных экспертами проекта современных платформах с возможностями адаптивного обучения, причем не в дополнение, а вместо очных уроков. Сейчас мы готовим отдельный план мероприятий по разворачиванию онлайн-обучения, учитывающий особенности данной ситуации, встраиваем меры нашей поддержки и новые инструменты в текущие планы Республики, муниципального управления образованием и школ. Он будет включать меры по поддержке детей (включая школьников с рисками неспешности), учителей, семей. Уже на следующей неделе мы предполагаем согласовать этот план и перейти к его реализации.
«Проект социального воздействия, который мы запустили в пилотном режиме в Хангаласском районе, позволил образовательным организациям района одним из первых на территории Якутии быстро и достаточно безболезненно перейти на дистанционное обучение. Сказался, прежде всего, положительный опыт реализации мероприятий, нацеленных на вовлечение родителей и детей в процесс улучшения качества образования, тесное взаимодействие всех участников образовательного процесса. Проведен ряд форумов именно для родителей, что позволило всем сплотиться и в нынешний решающий момент использовать командный подход к решению тех задач, которые сейчас встали перед системой образования. Кроме того, курсы повышения квалификации педагогов изначально проводились как в очной, так и дистанционной форме. Таким образом учителя значительно расширили свой педагогический инструментарий, получили ценные практические навыки работы с цифровыми образовательными ресурсами. Все это дает уверенность в успешной реализации проекта и дальнейшем его расширении на всю республику», - отметил министр образования и науки Якутии Владимир Егоров.
«В контексте этого проекта современные цифровые технологии обучения – это не просто онлайн-уроки, видеоконференции и электронные тесты, а более сложные системы дистанционного обучения, построенные по принципу "цифрового репетитора". Алгоритмы таких программ способны адаптироваться к знаниям учеников и прогрессу, индивидуально подбирать стратегию обучения, контролировать знания в режиме онлайн, точечно устранять пробелы в знаниях с помощью дополнительных занятий - повышая, тем самым, эффективность образовательного процесса. В свою очередь, участвующие в проекте учителя получили методическую поддержку и дополнительные инструменты, позволяющие планировать работу по улучшению результатов и повышению квалификации», - комментирует первые результаты проекта вице-президент Фонда развития Дальнего Востока и Арктики (ФРДВ, входит в Группу ВЭБ.РФ) Анатолий Бобраков.
Созданные в ходе обучения в Академии журналистики школьные детские пресс-центры станут основными производителями неформального контента для Инстаграм-канала проекта @eto_hangalas, задачей которого, помимо информирования о ходе проекта, становится психологическая поддержка учителей, учащихся и родителей, что особенно важно в ситуации вынужденной изоляции.
Как отметил М. Алашкевич, несмотря на режим самоизоляции, ВЭБ.РФ продолжает вести диалог с регионами, которые откликнулись и выразили заинтересованность в пилотной апробации проектов социального воздействия. Уже более половины субъектов подтвердили готовность принять участие в пилотной апробации проектов социального воздействия по одному или нескольким направлениям. В настоящий момент, помимо проекта в сфере образования, доступны для реализации проекты «Сопровождаемое проживание для людей с ментальными заболеваниями», «Профилактика социального сиротства» и другие». В сегодняшних условиях нестандартные технологии решения социальных задач становятся особенно востребованными.
Косарецкий Сергей Геннадьевич
Руководитель Центра общего и дополнительного образования им. А.А.Пинского, руководитель проектного офиса.