136 учителей улуса «включились» в технологию lesson study
С момента запуска проекта социального воздействия в улусе технология командного исследования и проектирования уроков Lesson Study активно внедряется в работу учителей. Известно, что для качественного изменения результатов учеников очень важно поместить их в центр педагогической деятельности не одного, а (в идеале) всех педагогов школы. При всей очевидности такого подхода реализуется он далеко не везде. Курсы повышения квалификации учителей улуса второй год показывают, насколько востребованы и ценны практики командной работы педагогов в школах. И в небольших, сельских, и в городских.
Второй год курсов начался в августе. Наиболее успешным «выпускникам» прошлого года, учителям Покровской СОШ №4, предложили не только стать кураторами новых групп, но и открыть на базе своей школы стажировочную площадку. Раиса Черняк, замдиректора по учебно-методической работы, рассказывает, что сами они начинали осваивать технологию командой в 4 человека, сейчас в формате lesson study работает вся школа, все 22 учителя.
Мы увидели результат работы. И мы сами изменились. Раньше мы смотрели на учителя, что делает он, какие он инструменты использует, как организует детей. А теперь во главу угла поставлен ученик. И если возникает проблема, ей способны комплексно заниматься все педагоги, работающие с классом по разным предметам.
Реальный пример взаимодействия: на уроке информатики увидели проблему в одной из групп 5 класса. Надо было построить таблицу в Exсell, а они не смогли, но не потому, что не умели, а потому, что неправильно прочитали задание. Сложность вызывало так называемое функциональное чтение, то есть решение должно было быть комплексным. После обсуждения с коллегами все учителя, которые работали с этим классом, построили свои уроки так, чтобы включить элементы отработки функционального чтения. Результат – в улучшении результатов учеников и сплочении педагогов в команду.
В этом году 7 учителей этой школы стали кураторами для новичков. В ноябре, когда началось обучение, всех 136 участников разделили по группам из 4 человек таким образом, чтобы все они работали с одним классом. Очень хорошо, отмечают кураторы, когда в большой школе получаются 2 команды. Тогда можно и кооперироваться, и обмениваться опытом в процессе обучения. И полезно для коллектива, если участник команды – завуч этой школы. Когда руководитель сам проживает весь процесс, он лучше понимает учителей, которые участвуют в процессе.
Раз в неделю или две все участники встречаются на вебинарах с тренером, прорабатывают общие теоретические вопросы, задачи. Как говорит, Елена Климова, преподаватель НИУ ВШЭ, на этом этапе очень важно, чтобы группа, которая пришла из школы, стала командой.
«Для того, чтобы стать командой им надо будет проникнуться идеей Lesson Study, выработать свое собственно видение будущих уроков. Далее команды будут обсуждать те технологии образовательные, которые им захочется исследовать, подумают, на каком классе они могут это сделать и, разрабатывая и проводя уроки под наблюдением кураторов и тренеров, учиться»,
Елена Владимировна Климова
преподаватель КПК "Технологии коллективного планирования" Института образования ВШЭ (Центр общего и дополнительного образования им. А.А. Пинского)
Практикой «курсанты» занимаются с кураторами. Они считают, что личный опыт – бесценный ресурс обучении. Поэтому каждый этап начинается с того, что кураторы записывают обучающее видео, группы его обсуждают и на основе полученных сведений пробуют сделать что-то свое.
«Наша задача научить их практике, — говорит Раиса Черняк.— Далее мы получаем от них обратную связь, причем они вполне могут сделать лучше, так что обучаться у них будем мы. После этого консультация, и – новое видео, на этот раз – планирование урока. Обучение только через практику».
Ограничения, вводимые из-за пандемии, внесли свои коррективы в процесс обучения. Планировалось, что все группы будут проводить свои уроки очно, но большинство школ работают дистанционно. На этом этап не все школы способны делать то, что хотелось бы, поэтому слушатели разделены на 2 потока: тот, где педагоги работают в очном режиме в школе, видят детей в классах, встречаются и тот, который пока в режиме только в формате вебинаров. Однако нестандартные условия рождают нестандартные идеи.
«Вместе с Октемской НОЦ и Поскровской СОШ мы решились на эксперимент. Они готовы подготовить и провести в режиме обсуждения уроки в дистанционном формате. Это довольно передовые школы, мы стараемся их поддерживать и помогать в разработке таких уроков»,— говорит Елена Климова.
Сейчас, на втором году работы с учителями улуса видно, что технология приносит реальный результат, помогают учителям и ученикам простроить эффективные связи, улучшить понимание. А есть ли идеальный результат? Прежде всего — улучшение образовательных результатов. И не всегда это оценки, говорит Елена Климова.
«Изменения хотелось бы в личностных качествах учеников, в повышении познавательной мотивации, возможно, большей активности на уроке. Эти параметры, может быть, сложно измеряемые, но они очень нужны детям для изучения предметов. От педагогов хотелось бы увидеть смещение фокуса с преподавания, когда педагог задает себе вопрос «как я провел урок», в сторону результативности детей, где педагог задает вопрос: «а чего достигли мои ученики за этот урок?» И если мы достигнем такого уровня в школах, в которых мы сейчас работаем, то это будет идеальный вариант и итог нашего проекта».
«Нам важно, что наши дети раскрываются. Даже те, кто не был готов говорить на уроке. Они дают интересную обратную связь нам, учителям, — говорит Раиса Черняк, — советуют. Вот это действительно хорошие, перспективные результаты нашей работы. Надеемся, что сможем заразить, увлечь слушателей в этом году. Тогда они уже не остановятся внутри своей команды, они распространят положительный опыт и технологии Lesson Study в коллективах школ!»
Раиса Сергеевна Черняк
заместитель директора по учебно-методической работе СОШ №4, г. Покровск, Республика Саха (Якутия)