Новые педагогические техники: подробный разбор
Формирующее оценивание — важная часть эффективного образования, ведь оно фокусирует учителя на прогрессе учеников и на аспекты, которые позволяют ученикам достичь нужных результатов: понять тему, освоить тот или иной прием.
Долгое время процесс преподавания заключался в последовательности объяснения материала и проверки усвоенного. Однако нередко, получая проверочные работы от учеников, учитель оказывается в ситуации стресса: с его стороны было сделано все правильно, а ученики тему не поняли, результаты показывают неудовлетворительные. Где произошел разрыв? Как его восполнить? Тут необходим исследовательский подход, когда во главу угла ставится желание не поставить отметку, а выяснить реальную ситуацию.
Оценивая с помощью несложных практик, учитель наблюдает за учениками и получает обратную связь о том, что на самом деле усвоили ученики на уроке, как они реально участся и сколько знают. На основе полученной обратной связи, педагог могут переоориентировать процесс так, чтобы ученики учились эффективнее. Поэтому формирующее оценивание называют оцениванием для обучения.
Все это было детально разобрано на семинаре-практикуме. В течение двух больших вебинаров, проведенных за 2 дня, Марина Алекснадровна Пинская обобщила теорию, показала технику проведения того или иного способа. И, что самое главное, учителя смогли увидеть, как именно можно включить такую практику в свои уроки.
Семинары нацелены преимущественно на педагогов, участвующих в своих школах в профессиональных обучающихся сообществах. Но материалы будут полезны каждому учителю, потому что формирующее оценивание – одно из перспективных направлений современного образования. Инструменты формирующего оценивания будут хорошо работать у любого педагога и на любом уроке.
Благодаря очень практическому подходу Марины Александровны Пинской, активному участию учителей сложилась полная картина того, что можно делать на уроке, чтобы повысить качество образования детей и свою педагогическую компетенцию. Изменив угол зрения и уделяя большее внимание обратной связи, учитель может найти решение многих проблем. Например, повысить мотивацию учеников и вовлечь их в урок. Или сформировать учебную самостоятельность. Теперь у слушателей есть понятные «кирпичики» для выстраивания своей системы.
«Наконец-то пришло осознание формирующего оценивания.Конечно, некоторые «сингапурские» приемы мной использовались на уроке, но, оказалось, бессистемно.Теперь появилось желание, а, самое главное, возможность и чёткое представление, как привести все мои навыки в систему».
«Мы получили для работы необходимые инструменты формирующего оценивания, которые способствуют созданию на уроке ситуации успеха, активной результативной работы учащихся. Если честно, стало интереснее жить!»
из отзывов участников 1 волны семинара
Видео мастер-классов доступно на канале «Эффективная школа».
1 часть
2 часть
Елена Климова
Руководитель курсов повышения квалификации учителей «Техники коллективного исследования уроков»