В улусе прошли очные семинары по lesson study
В течение трех дней практически все школы улуса работали над исследованием профессиональных обучающихся сообществ. В отличие от традиционных курсов для учителей, в этом интенсиве принимали участие директора, их заместители по учебно-воспитательной работе, кураторы школьных команд и учителя-кураторы курсов этого года.
Главным новшеством стал инструмент оценки эффективности работы команды lesson study в школе. Экспертный лист по оценке предложили Александра Михайлова - аспирант и исследователь Инобра — и Елена Климова, руководитель курсов повышения квалификации для учителей улуса.
Мы предложили шаблон инструмента для обсуждения нашим коллегам в улусе. И в первый день они внесли много дополнений, очень серьезно подошли к адаптации под свои потребности. И это показывает, что руководители действительно хотят получить работающий инструмент.
Мы прошли уже полтора года работы по технологии lesson study в школах улуса. Запущен процесс: команды активно работают, возникают новые, учителя проходят обучение. И теперь важно и руководителям школ дать такой инструмент, чтобы они могли в своей школе видеть, как работает команда. И дать обратную связь своим учителям по критериям этой технологии, а не в режиме «хорошо-плохо. Это вообще очень важная задача - научить завучей давать конструктивную обратную связь.
Михайлова Александра Михайловна
научный сотрудник Лаборатории проектирования содержания образования
Именно этот процесс и помогает отслеживать экспертный лист: руководители могут по конкретным параметрам оценить, насколько эффективно в школе работают профессиональные обучающиеся сообщества, то есть коллегиальное взаимодействие учителей. Прогресс можно увидеть и по тому, изменяется ли урок с момента начала работы команды, увеличивается количество команд в школе, становится ли более глубоким исследование работы класса и, в целом, становится ли прозрачнее учебные процессы в классах школы.
Третий день семинара был проектным: руководители примерили на себя роль учеников и учителей. Попробовали создать исследовательскую ситуацию и разобраться с какой-то учебной проблемой: повысить функциональную грамотность у детей, смысловое чтение, развитие креативного и критического мышления, внедрение формирующего оценивания. В завершении все команды представили результаты своей работы и снова опробовали оценку с помощью экспертного листа.Я приезжала в улус в самом начале проекта, тогда мы начинали курсы для учителей с Мариной Александровной Пинской. И сейчас я вижу, как активно это движение развивается, и этому способствуют такие встречи и семинары. Ведь, несмотря на то, что технология прописана довольно четко, многие учителя признаются, что не всегда отдельные момент привычны. А когда они видят этот же процесс в других школах, они рефлексируют и о себе. Например, мне признавались участники: мы увидели, как можно ставить цель исследования. То есть цикл посвящается не отвлеченной «плохой дисциплине в классе», а конкретной неудачной контрольной работе, почему класс вот эти задания выполнил плохо.
Михайлова Александра Михайловна
научный сотрудник Лаборатории проектирования содержания образования
Главным положительным итогом для меня лично является одобрение руководителей школ самой технологии. Было очень важно увлечь завучей, показать им несомненную пользу такого подхода. Да, некоторые руководители были на установочных семинарах вместе с учителями перед курсами повышения квалификации, но для большинства - это первое погружение в исследование урока. И теперь есть понимание, зачем такие процессы нужны в школе, как ими управлять и какими критериями оценивать.
Климова Елена Владимировна
Руководитель курса "Технологии коллективного планирования" Института образования ВШЭ. Центр общего и дополнительного образования им. А.А. Пинского.
Климова Елена Владимировна
Руководитель курса "Технологии коллективного планирования" Института образования ВШЭ. Центр общего и дополнительного образования им. А.А. Пинского