В улусе прошли очные семинары по lesson study

Новый инструмент оценки эффективности апробировали руководители школ вместе с экспертами НИУ ВШЭ.

В течение трех дней практически все школы улуса работали над исследованием профессиональных обучающихся сообществ. В отличие от традиционных курсов для учителей, в этом интенсиве принимали участие директора, их заместители по учебно-воспитательной работе, кураторы школьных команд и учителя-кураторы курсов этого года.

Главным новшеством стал инструмент оценки эффективности работы команды lesson study в школе. Экспертный лист по оценке предложили Александра Михайлова - аспирант и исследователь Инобра — и Елена Климова, руководитель курсов повышения квалификации для учителей улуса. 

 

Мы предложили шаблон инструмента для обсуждения нашим коллегам в улусе. И в первый день они внесли много дополнений, очень серьезно подошли к адаптации под свои потребности. И это показывает, что руководители действительно хотят получить работающий инструмент.

Климова Елена Владимировна

Руководитель курса "Технологии коллективного планирования" Института образования ВШЭ. Центр общего и дополнительного образования им. А.А. Пинского

Апробации в «полевых» условиях как раз и был посвящен второй день семинара: исследование конкретных уроков. Все 58 человек, которые приняли участие в семинаре, посетили в разных школах улуса несколько уроков, подготовленных командами. 

Мы прошли уже полтора года работы по технологии lesson study в школах улуса. Запущен процесс: команды активно работают, возникают новые, учителя проходят обучение. И теперь важно и руководителям школ дать такой инструмент, чтобы они могли в своей школе видеть, как работает команда. И дать обратную связь своим учителям по критериям этой технологии, а не в режиме «хорошо-плохо. Это вообще очень важная задача - научить завучей давать конструктивную обратную связь.

Михайлова Александра Михайловна
научный сотрудник Лаборатории проектирования содержания образования

Как известно, при разработке урока по технологии исследования урока принимается за точку отсчета определенный тип ученика среди всех. Команда обсуждает конкретные проблемы тех, кто не очень успешен в классе по определенной теме или наоборот, очень талантлив, но не может раскрыть потенциал среди своего окружения. То есть в сфере внимания учителей, которые проводят уроки, совершенно реальная проблема конкретных учеников. Поэтому так важно получить обратную связь и от детей: что они бы предложили улучшить в уроке, было ли им понятно предложенное объяснение. Собрав интервью учеников, результаты наблюдения уроков команда переходит к анализу, чтобы снова потом вернуться в класс с улучшенным уроком. 

Именно этот процесс и помогает отслеживать экспертный лист: руководители могут по конкретным параметрам оценить, насколько эффективно в школе работают профессиональные обучающиеся сообщества, то есть коллегиальное взаимодействие учителей. Прогресс можно увидеть и по тому, изменяется ли урок с момента начала работы команды, увеличивается количество команд в школе, становится ли  более глубоким исследование работы класса и, в целом, становится ли прозрачнее учебные процессы в классах школы. 

Третий день семинара был проектным: руководители примерили на себя роль учеников и учителей. Попробовали создать исследовательскую ситуацию и разобраться с какой-то учебной проблемой: повысить функциональную грамотность у детей, смысловое чтение, развитие креативного и критического мышления, внедрение формирующего оценивания. В завершении все команды представили результаты своей работы и снова опробовали оценку с помощью экспертного листа.

Я приезжала в улус в самом начале проекта, тогда мы начинали курсы для учителей с Мариной Александровной Пинской. И сейчас я вижу, как активно это движение развивается, и этому способствуют такие встречи и семинары. Ведь, несмотря на то, что технология прописана довольно четко, многие учителя признаются, что не всегда отдельные момент привычны. А когда они видят этот же процесс в других школах, они рефлексируют и о себе. Например, мне признавались участники: мы увидели, как можно ставить цель исследования. То есть цикл посвящается не отвлеченной «плохой дисциплине в классе», а конкретной неудачной контрольной работе, почему класс вот эти задания выполнил плохо.

Михайлова Александра Михайловна
научный сотрудник Лаборатории проектирования содержания образования

Эксперты и участники сошлись во мнениях: семинар получился исключительно полезным. Важно и то, что встреча проходила очно.

 

Главным положительным итогом для меня лично является одобрение руководителей школ самой технологии. Было очень важно увлечь завучей, показать им несомненную пользу такого подхода. Да, некоторые руководители были на установочных семинарах вместе с учителями перед курсами повышения квалификации, но для большинства - это первое погружение в исследование урока. И теперь есть понимание, зачем такие процессы нужны в школе, как ими управлять и какими критериями оценивать.

Климова Елена Владимировна

Руководитель курса "Технологии коллективного планирования" Института образования ВШЭ. Центр общего и дополнительного образования им. А.А. Пинского.