Увидеть необычное в обычном: как учителя готовились к Школам Роста по математике
Школа Роста для 9 классов была посвящена одному из ключевых математических понятий – функции, а в 11 классах участники ШР систематизировали знания планиметрии и разбирали блок задач, вызывающий наибольшие трудности – вписанные в окружность углы. Школы Роста прошли в необычном, смешанном формате, сочетающем онлайн и офлайн. Участники собирались в своих школах, а ведущие общались с ними через платформу Discord и онлайн-доску. Замысел был прост: ведущие ШР были бы «головой», а учителя-ассистенты на местах – их «руками» и, по необходимости, «глазами».
Но вот воплотить замысел оказалось не так просто… Переживаниями и мыслями по этому поводу поделились учителя – Оксана Викторовна Тимофеева, Саргылана Семеновна Иванова, Анастасия Егоровна Колодезникова и Надежда Дмитриевна Шевелёва.
Сложно было готовиться к онлайн формату проведения Школы Роста. Надо было освоить Discord, онлайн-доску и правильно подобрать "инструменты" для каждого этапа. Нас было трое в группе. Было трудно найти общее свободное время для онлайн-встреч, приходилось после работы вечером встречаться.
Трудно было совмещать подготовку и проведение с основной работой, с бытом, со сложившимися ситуациями. Параллельно очень много дел проводить сложновато в том плане, что физически устаем. Хотелось бы, чтобы побольше учителей участвовало. Возможно, тогда нагрузки поменьше было бы.
С другой стороны, проектировщики отмечают, что работать над Школами Роста было интересно и полезно.
Особенно преподаватели Школ Роста отметили ценность знакомства с платформой Discord: «Ценное открытие ещё добавлю, – рассказала Оксана Викторовна. – Я узнала, как можно проводить онлайн-математические игры через дискорд».В работе по систематизации планиметрии, мы пытались донести до учащихся мысль, что не так много всего надо знать, чтобы решать задачи на экзамене. У нас была подборка “19 фактов, наиболее часто встречающихся в планиметрии” – очень понравилась, будем использовать в работе в школе.
Интересно было готовить интерактивную беседу про понятие функции. Как объяснить ребятам, напомнить, что такое функция? Я узнала совсем другой подход к объяснению этой темы. Анастасия Васильевна подсказала, направила. Например, что понятие "роста" прямой полезно и нужно вводить и пораньше в 7 классе, например, а не в 10 классе, когда изучаем производную.
И тем более жаль, что во время Школ Роста сбоил интернет, и работать было крайне тяжело и преподавателям, и участникам: «Из-за этого, – отмечают ведущие, – мы не получили удовлетворения от работы. Хочется в будущем проводить такие события очно».
Преподаватели отмечают, что такие Школы Роста действительно полезны и эффективны, и их нужно воспроизводить в будущем (в очном формате).
«Школа роста – идея интересная, мне очень понравилось задания подбирать, готовиться, продумывать каждый шаг. Также на школе роста, я сама научилась работать в дискорде и на доске IDroo. Вообще супер. Особенно доска!» –поделилась Сыргылана Семеновна.
Как несомненную ценность, ведущие Школ Роста отмечают опыт совместного проектирования: «Мы учимся друг у друга и у Анастасии Васильевны».
На наш взгляд, это очень важно, ведь в силу многолетнего преподавания учитель может начать вести уроки «автоматически», по накатанной. Времени осознать, что не так, почему из года в год ученики показывают не самые высокие результаты – не хватает. К тому же, всегда есть соблазн сказать: «это потому что ученики не хотят учиться». Но во время совместного проектирования нередко открываются новые грани знакомого материала. Оказывается, то, что казалось очевидным, для ученика таковым на самом деле не является – именно поэтому они частенько нас не понимают.
Очень надеемся, что все учителя математики Хангаласского улуса не упустят возможность получить такой опыт совместного проектирования. Пока это ещё можно сделать в рамках проекта, при необходимости получая консультации и помощь от экспертов НИУ ВШЭ.