Школам роста и Тематическим интенсивам – быть!
Мы уже много раз писали про Школу роста – практику, родившуюся, выросшую и окрепшую в рамках Проекта. А вот с практикой Тематических интенсивов удалось поработать, что называется, в последний момент. Именно Тематическими интенсивами по русскому языку и по математике завершилась работа с целевой группой учащихся. В отличие от Школ роста, практика интенсивов сама по себе не нова – такой формат существовал в улусе и раньше. Но главное – не форма, а содержание образовательного события, над которым больше всего и работали методисты проекта вместе с учителями-«десантниками». Самое сложное – качественно разработать программу, потому что Тематический интенсив не должен превратиться просто в «очень большую консультацию».
Учителя математики успели провести Тематические интенсивы и в первом, и во втором полугодии. Василий Гаврилович Марков и Валентина Вячеславовна Протодьяконова уже «ветераны» этого дела – за их плечами по две разработки. Мы спросили, легче ли стало разрабатывать программу во второй раз.
«Лично мне – да,– отвечает Василий Гаврилович.– Тем более, что во второй раз я был с напарником, притом этот напарник – мой наставник по работе /улыбается/. Поначалу мне было сложно разобраться с методикой, но, благодаря Анастасии Васильевне и Саргылане Семеновне, я многое понял, и, мне кажется, все получилось отлично ».
У Валентины Вячеславовны похожие впечатления: «Конечно же, легче! В первый раз был интенсив по совершенно новому заданию профильного ЕГЭ– сложные задачи по теории вероятностей. Сначала надо было самой разобраться, классифицировать задачи, прорешать разными способами (зачастую авторские решения не самые лучшие). А потом– хорошо подумать, как проще донести это до детей... Во второй раз тема была «давняя»– неравенства из второй части ЕГЭ. Очень интересная тема… ».
«Сначала пришлось разжевывать все..., – продолжает Валентина Вячеславовна, – но на последующую работу в мини-группах (когда дети учили друг друга, спорили, отстаивали свое) было приятно посмотреть. На следующий день метод рационализации пошел просто на ура. Выходная проверочная работа показала, что дети поняли тему (хотя не обошлось без ляпов). Испытала ли я радость? Да! Однозначно. Очень приятно было, когда дети благодарили за интенсив. Ну, а аплодисменты в конце вообще сразили наповал!».
Проводящие учителя уверены, что Тематические интенсивы – эффективная форма для устранения пробелов и продвижения в сложных темах:
«Последние интенсивы показали, что они как воздух необходимы тем, кто точечно решает свои проблемы. Например, в комментарии к сочинению кому-то необходимо отработать умения делать анализ смысловой связи, а я, как ведущий данного интенсива, даю ему такую возможность: поработать именно с конкретной задачей. И плодотворный день позволяет решить проблему! – рассказывает Шилова Жанна Викторовна, учитель русского языка. – Вообще, впечатления от работы в данном проекте остались самые положительные. Всегда интересно обмениваться своим опытом с коллегами, перенимать чужой. Проект дал нам такую возможность. Думаю, школьникам Хангаласского улуса очень повезло в этом плане: столько внимания, желания помочь!.. Разные, уникальные в своем роде педагоги, интересные встречи, общение. В итоге– посмотрим, время покажет».
Ее коллеги, Оксана Борисовна Филиппова и Аграфена Семеновна Жиркова, тоже считают, что формат Тематических интенсивов эффективен для погружения в конкретную тему:
«Проводить Тематические интенсивы понравилось, так как есть результаты. У нас было погружение в 5-е задание ОГЭ, орфографический анализ, ребята вспомнили многие орфограммы, которые они забыли» (Оксана Борисовна).
«Тематические интенсивы целесообразнее проводить для лучшей подготовки к ЕГЭ. Учитель чувствует настроение детей, можно тут же договориться с ребятами о ходе работы, поменять планы, если необходимо» (Аграфена Семеновна).
Мы спросили тех, кто разрабатывал и проводил и Школы роста и Тематические интенсивы, какова разница между этими практиками и показалась ли какая-нибудь из них более эффективной. Вот что нам ответили:
«ШР эффективны для восполнения пробелов в знаниях, для отработки ключевых тем. ТИ помогают более углубиться в предмет, расширить знания и умения, систематизировать материал тем. Мне больше понравились интенсивы, побольше творчества в них» (Валентина Вячеславовна Протодьяконова).
«И Школа роста, и Тематические интенсивы эффективны тем, что учащиеся разных школ встречаются вместе, учатся вместе, работают в команде, устраняют пробелы в своих знаниях. При составлении занятий Школы Роста и Тематических интенсивов учителя обмениваются опытом, учатся друг у друга. Проведение этих занятий для учеников других школ помогают учителю посмотреть некоторые моменты обучения совсем с другой стороны. Думаю, что составленные нами занятия в будущем помогут эффективнее использовать время для подготовки учащихся к экзаменам. Мне больше понравилось проводить Тематические интенсивы, и я бы хотела, чтобы они проводились и в будущем» (Оксана Викторовна Тимофеева).
«Школа Роста отличается тем, что работаем командами (педагоги тоже) по уже разработанным творческим заданиям, которые, как правило, затрагивали самые западающие области знаний по итогам предварительных диагностик. Нестандартность организации, интересная подборка заданий, соревновательный дух позволил и проверить свои знания по разным областям предмета, и узнать новое. Трудно сказать, что понравилось больше. Движения, эмоций было больше на Школе Роста. Думаю, что для решения множественных (нескольких) проблем Школа Роста подходит больше. Интенсивы– больше для решения узких конкретных задач» (Жанна Викторовна Шилова).