В старых версиях браузеров сайт может отображаться некорректно. Для оптимальной работы с сайтом рекомендуем воспользоваться современным браузером.
Мы используем файлы cookies для улучшения работы сайта НИУ ВШЭ и большего удобства его использования. Более подробную информацию об использовании файлов cookies можно найти здесь, наши правила обработки персональных данных – здесь. Продолжая пользоваться сайтом, вы подтверждаете, что были проинформированы об использовании файлов cookies сайтом НИУ ВШЭ и согласны с нашими правилами обработки персональных данных. Вы можете отключить файлы cookies в настройках Вашего браузера.
Результатом исследования стало формулирование следущих выводов и исследовательских вопросов:
В родительской аудитории есть сегменты с очень разными потребностями и возможностями для вовле чения в образовательный процесс и построение образовательной траектории детей. Для “разных” родителей требуется предложение “разных” форматов вовлечения.
Для задач проекта используется следующая авторская типология родителей на основании использования дву х критериев ресурсы семьи, социально-экономический статус, и вовлеченность в учебный процесс и построение образовательной траектории
«союзники школы» - родители, которые вовлечены в учебный процесс при невысоком СЭС. Отечественные и зарубежные исследовани я доказывают, что вовлеченность родителей компенсирует недостаток ресурсов и невысокий СЭС, положительно сказываясь на образовательных результатах детей.
«партнеры школы» - наиболее ресурсная группа с высоким вовлечением. Такие представители родительского сообщества способны участвовать в формировании стратегии школы в интересах детей, привлекать ресурсы в школу, самостоятельно организовывать образовательное пространство своих детей и детей других родителей улуса.
«резерв» - данная группа объединяет родител ей, которые по своему СЭС могли бы пополнить ряды партнеров школ, однако по каким-либо причинам не вовлекаются. С такими родителями необходимо выстроить пространство диалога и искать новые форматы работы.
«проблемная зона» - по материалам интервью становит ся ясно, что в улусе существует довольно большая группа родителей, которые не вовлекаются в учебный процесс и не имеет для этого ресурсов. Уже сейчас на работу с этими детьми и их семьями направлены усилия школ, однако эти практики не всегда успешны. Необходим обмен опытом по работе с такими родителями и способам компенсации недостатка семейной поддержки в интересах детей, для повышения их образовательных результатов.
Родители Хангаласского улуса участвуют в школьной жизни своих детей, однако «самоустраняются» на этапе построения ребенком образовательных планов на продолжение образования.
Зафиксирована проблема: родители ограничивают образовательные траектории своих детей в силу разных обстоятельств, часть этих причин можно отнести к управляемым факторам и п реодолеть за счет программ родительского просвещения.
В программе Родительского университета учитывается “уровень” возможностей и запросов, на котором находятся родители, ставится задача за счет программ родительского вовлечения перевести семья на следующи й уровень запросов и возможностей в части построения образовательных планов.
Опрос родителей и сотрудников школ о мероприятиях для родителей
Результатом опроса стали выявленные по мнению родителей и сотрудников школ мотивы для достижения высоких образовательных результатов.
Зафиксировано типичное смысловое поле:
Школьное образование — терминальная ценность: знания, образованность важны сами по себе.
Школа — подготовка к жизни: образовательные успехи — необходимое условие поступления, успешной карьеры, самостоятельности во взрослой жизни, выбора и самореализации.
Школьное образование как общественное благо: «хорошо учиться» важно не только в личных интересах, но и в интересах общества в целом.
В описанном смысловом поле полностью отсутствует ориентир на какие-либо преимущества хорошего обучения сейчас, в текущей жизненной ситуации детей и подростков. Это нужно фиксировать как проблему, так как дети и подростки сориентированы на «сейчас». Вопросы хорошего самочувствия и комфорта ребенка в школе, ценности школьного времени самого по себе, well-being учеников – это актуальная повестка современных исследований детства. По словам научного руководителя Центра исследований современного детства Катерины Поливановой, «плохо учиться в школе – тяжело и некомфортно для ребенка в настоящем».
Такая фокусировка может стать основанием для расширения пространства диалога детей и родителей об обучении в школе.
Наиболее активная часть родителей (участники семинара, респонденты пилотажного опроса) демонстрируют в высказываниях готовность к партнерству сотрудничеству со школой. Они говорят о важности выстраивания отношения с детьми, чтобы поддерживать их мотивацию.
Выявлены дефициты имеющихся мероприятий для вовлечения родителей, проводимых в школах:
вовлечение только в праздничные мероприятия, а не в стратегически важные;
формализм;
чрезмерная традиционность в проведении мероприятий («всегда проходят одинаково, без задоринки»);
неактуальность тем;
недостаточно поддерживается инициатива родителей.
Требуется учет этих дефицитов при разработке программы и конкретных мероприятий по вовлечению родителей.
Онлайн-опрос родителей учеников 5-11 классов
Опрос по формализованной анкете проведен в марте-апреле 2020 года. Общее количество опрошенных родителей - 1690.
Данные исследования находятся на стадии анализа.
Полученные данные позволят:
Создать индекс родительской вовлеченности в образование детей. Данный показатель является инструментом мониторинга мер социального воздействия для повышения родительской вовлеченности в образование детей.
Обеспечить аналитическую основу для разработки школьных проектов по повышению родительской вовлеченности в образование детей с учетом запросов родителей.
Выяснить наиболее распространенные запросы на тематику и формат курсов про родительство.