Экспедиция НИУ ВШЭ исследовала образовательные эффекты и социально-экономический потенциал проектов в сфере культуры и искусства во Владивостоке

Руководителями экспедиции выступили сотрудники Института образования НИУ ВШЭ: Павел Сергеевич Сорокин, кандидат социологических наук, доцент, ведущий научный сотрудник, заведующий Лабораторией исследований человеческого потенциала и образования, и Ирина Анатольевна Афанасьева, кандидат наук в области искусства и дизайна (PhD), научный сотрудник Лаборатории исследований человеческого потенциала и образования. Всего в экспедиции приняло участие 10 студентов, представляющих Институт образования, Факультет креативных индустрий, Факультет гуманитарных наук, Школу иностранных языков, Факультет мировой экономики и мировой политики, Факультет городского и регионального развития.
Исследовательская цель экспедиции состояла в анализе роли образовательной компоненты в рамках инициатив в сфере культуры и искусства г. Владивостока с точки зрения обеспечения вклада указанных инициатив в социально-экономическое развитие территорий; определении наиболее эффективных направлений формирования и использования человеческого потенциала в сфере культуры и искусства через образование для решения задач развития территорий.
Содержательно исследование было поделено на два блока: 1) анализ экосистемы сферы культуры и искусства г. Владивостока (более 30 институций); 2) низовые инициативы (около 20 проектов).
Актуальность экспедиции была определена существенным оттоком молодых трудоспособных людей из районов Дальнего Востока, что является серьезным ограничителем экономического и социального развития этих регионов. Исследователи изучали, как проекты в сфере культуры (включая как традиционное, так и современное искусство и связанные с ними практики) выражают и формируют локальные культурные коды, притягивают творческую молодёжь, представителей креативных индустрий, туристов и привлекают (удерживают) местных жителей, выступая важной частью как уже существующих, так и потенциально возможных инновационных стратегий развития региональной экономики и социальной системы. Тем самым инициативы в сфере культуры являются факторами повышения конкурентоспособности регионов; усиления социальной сплочённости; развития гражданской активности; формирования и поддержки национальной идентичности; сохранения культурного наследия.
В ходе экспедиции были проведены интервью с лидерами образовательных и культурных проектов, экспертные встречи с органами государственной власти, групповые дискуссии с ведущими деятелями культуры и искусства, а также сбор информации о молодежных волонтерских, предпринимательских и образовательных проектах, реализуемых в регионе.
Участники экспедиции посетили институции классического и современного искусства и культуры: Музей-заповедник истории Дальнего Востока имени В.К. Арсеньева, Музей Города, Дом-музей семьи Сухановых, Приморскую картинную галерею, Военно-исторический музей Тихоокеанского флота, Мультимедийный исторический парк «Россия-Моя история», ЦСИ «Заря», Галерею современного искусства «Арка», ЦСИ «Артэтаж», галерею «Раритет», Приморскую сцену Мариинского театра, Приморский Океанариум, побывали на фестивале уличной культуры «Майские», приняли участие в экскурсионно-танцевальной программе в ц. Св. Павла, исследовали Форты и Владивостокскую крепость, осмотрели ключевые достопримечательности города.
Особое внимание было уделено изучению образовательных практик как механизмов, опосредующих взаимодействие сферы культуры и искусства со сферой молодежной политики, добровольчества, предпринимательства. Для участников экспедиции были проведены специальные встречи с руководством, преподавателями и студентами высших учебных заведений г. Владивостока – Дальневосточного федерального университета, Дальневосточного государственного института искусств, филиала ФГБОУ ВО «Центральная музыкальная школа – Академия исполнительского искусства» «Приморский» –, а также с представителями Владивостокской централизованной библиотечной системы.
Команда экспедиции собрала уникальный массив качественных данных из более 100 интервью, более 50 схем экосистем города, созданных респондентами, и около 30 иных артефактов.
В ходе экспедиции студенты научились описывать место системы образования в обществе в контексте других социальных подсистем; на примере конкретных практических кейсов называть и обосновывать роли ключевых стейкхолдеров, выявлять и идентифицировать их потенциальный интерес, стратегии стейкхолдеров применительно к области образования и сфере культуры; понимать логику цикла выработки и реализации культурной и образовательной политики; анализировать роль низовых инноваций и лучших практик в инициировании мер образовательной политики.
Отдельное внимание было уделено креативным индустриям, творческим сообществам, современному и классическому искусству как областям, в которых созидательная творческая деятельность молодежи (агентность, выражаясь научным языком) может давать наиболее сильные эффекты как для самого человека, так и для окружающей среды.
В частности, было показано:
1) агентность молодежи – это не только важный компонент человеческого потенциала, но и один из ключевых факторов развития территорий – и она в существенной степени формируется именно в сфере культуры;
2) агентность в сфере культуры носит многогранный характер:
- может быть институционально-интегрированной, реализовываться при поддержке официальных институций – например, конкурсы для современных художников, создающих новые образы и смыслы, которые связывают прошлое и настоящее жителей региона, формируют локальные идентичности, или школа гидов, которая позволяет более 10 тысячам жителей и гостей города увидеть Владивосток с новой стороны;
- агентность также может носить низовой характер – например, сообщества поэтов, импровизаторов, художников, реконструкторов, которые позволяют молодежи стать частью сообщества, ощутить сопричастность к творческой деятельности, найти поддержку.
3) существуют лучшие практики поддержки формирования человеческого потенциала для развития территорий в сфере культуры и образования – при этом центральное место в них занимают вузы.
Полученные результаты найдут применение в фундаментальных и прикладных исследованиях НИУ ВШЭ.
Корнилова Юлия, студентка 1 курса магистерской программы «Доказательное развитие образования» Института образования
Экспедиция во Владивосток стала для меня возможностью исследовать влияние культуры и образования на развитие региона. Особенно ценным было живое общение с руководством и представителями музеев, галерей, вузов и других учреждений в формате очных интервью, во время которых мы глубже узнавали особенности учреждений и их воздействие на развитие региона. Владивосток как город был особенно интересным для анализа, поскольку он сочетает в себе статус столиц Дальнего Востока и богатую природу. Благодаря экспедиции я расширила свои знания, улучшила навыки проведения качественных исследований и получила яркие впечатления от города и его культурной среды".
Дунилов Григорий, студент 1 курса магистерской программы «Доказательное развитие образования» Института образования
Экспедиция во Владивосток прошла очень насыщенно! Наша команда разделилась на две части: одна составляла карту культурной экосистемы города, а вторая исследовала низовые инициативы. Мне повезло поработать в обеих командах — так мне удалось составить представление о культурных взаимосвязях внутри Владивостока и познакомиться с предприимчивыми людьми, которые не побоялись открыть своё дело и заниматься тем, что любят. В рамках экспедиции я проводил интервью, а ещё просил информантов изобразить на бумаге культурное пространство города. Самыми запоминающимися моментами однозначно остались поездка в кампус ДВФУ на острове Русский, посещение фортов и батарей Владивостокской крепости, а также интервью с лидерами проектов, которые иногда затягивались дольше, чем планировались, потому что поток ценной информации от них не прекращался. Иногда приходилось общаться сразу с 5-6 информантами, так что за эту экспедицию я стал комфортнее чувствовать себя в роли интервьюера и особенно модератора. Спасибо организаторам и коллегам за этот прекрасный опыт!"
Софья Джумур, студентка 4 курса бакалаврской программы «Иностранные языки и межкультурная коммуникация»
Экспедиция во Владивосток стала невероятно вдохновляющим и ценным опытом. Посещение значимых объектов и проектов Владивостока и возможность взять интервью у специалистов в сфере искусства и культуры помогли сформировать уникальный взгляд изнутри, который был бы невозможен при посещении Владивостока в роли туриста. Это мой первый опыт участия в таком междисциплинарном проекте и за эти 7 дней, я смогла почувствовать себя частью большого исследовательского процесса. Атмосфера сотрудничества и живого интереса участников только усилила впечатление. Спасибо за возможность быть частью этой экспедиции!"
Результатом экспедиции стала схема экосистемы социально-культурной жизни Владивостока, которая будет использоваться в фундаментальных и прикладных исследованиях НИУ ВШЭ. По итогам экспедиции Лаборатория исследований человеческого потенциала и образования планирует ряд научных и научно-популярных публикаций.
Филимонова София Александровна