Исследователи ЛИЧПиО изучили вопросы агентности студентов и выпускников вузов в сфере труда и занятости

Исследование выполнено в рамках гранта Российского научного фонда № 23-78-10182 «Агентность студентов и выпускников вузов в области труда и занятости: типология, факторы, проявления и эффекты».
В статье предлагается подход к выделению агентных в сфере труда и занятости студентов и выпускников вузов и анализируются различия между соответствующими группами с точки зрения их образовательного опыта (с акцентом на высшее образование) и благополучия. Для определения агентности (т.е. деятельности, связанной с проактивным воздействием на окружающие структуры) использовались вопросы о самоидентификации респондентами своего актуального трудового статуса, а также об опыте проектной работы на рабочем месте.
К агентным были отнесены те респонденты, которые указали в качестве основного источника дохода предпринимательство или самозанятость/фриланс (в силу объективной необходимости для соответствующих лиц формировать новую структуру в экономическом поле, включая выстраивание отношений с партнёрами и заказчиками, и самостоятельно обеспечивать её функционирование), а также корпоративные предприниматели (то есть корпоративные работники, имеющие опыт инициативной координации или лидерства проектов на рабочем месте). К лицам, не проявляющим в явном виде агентность на рынке труда, были отнесены корпоративные работники без проектного опыта на основном месте работы; респонденты с частичной интеграцией в сферу труда и занятости (например, разовые подработки); респонденты вне рынка труда.
Обнаружено, что вопросы, касающиеся содержания и методов подготовки современных студентов вузов к требованиям рынка труда, приобретают особую значимость в условиях разнообразия и нелинейности трудовых траекторий, которые выступают важным проявлением нео-структурации.
Согласно полученным данным, наиболее агентно и проактивно в образовательном процессе во время обучения в вузе (с точки зрения как использования структурных возможностей проявления агентности в вузе (например, организация неформальных мероприятий), так и поведения непосредственно на занятиях (например, высказывание несогласия с мнением других студентов по тому или иному обсуждаемому вопросу)) ведут себя предприниматели и корпоративные предприниматели.
Респонденты с агентным статусом в сфере труда и занятости чаще инициировали изменения в образовательном процессе: были сильнее вовлечены в проектную деятельность, активно участвовали в формальных и неформальных вузовских организациях. В свою очередь, это коррелирует с уровнем субъективного благополучия.
Полученные результаты показывают важность создания поддерживающей институциональной среды в современных университетах, а также использования таких педагогических практик, которые способствуют проявлению учащимся своей инициативы, что может способствовать их будущим успешным профессиональным траекториям, в том числе, связанным с проявлением индивидуальной агентности.
С полным текстом статьи можно ознакомиться по ссылке.