«Человеческая агентность как фактор успеха корпораций»: опубликована новая статья исследователей ЛИЧПиО при поддержке гранта РНФ

«Человеческая агентность как фактор успеха корпораций»: опубликована новая статья исследователей ЛИЧПиО при поддержке гранта РНФ

В рамках работ по гранту Российского научного фонда № 23-78-10182 «Агентность студентов и выпускников вузов в области труда и занятости: типология, факторы, проявления и эффекты» исследователи Лаборатории исследований человеческого потенциала и образования Института образования НИУ ВШЭ опубликовали статью «Человеческая агентность как фактор успеха корпораций» в журнале «Мониторинг общественного мнения: экономические и социальные перемены» (№ 4, 2025).


В работе представлен обзор современных проявлений и механизмов поддержки агентного поведения как ключевого фактора, обеспечивающего успех корпораций в условиях неоструктурации — новой фазы социетальной эволюции, которая предполагает изменение отношений между человеческим действием и социальной структурой, включая компании или сообщества: именно агентность, понимаемая как  проактивное действие снизу, становится важным фактором устойчивости структур. Авторы – Павел Сорокин (кандидат социологических наук, заведующий лабораторией, ведущий научный сотрудник, доцент) и Ирина Афанасьева (кандидат наук в области искусства и дизайна, научный сотрудник, доцент) – проанализировали более 350 научных и практических источников с 2015 года, отражающих разнообразные формы проявления, способы поддержки и эффекты агентности.

Ключевыми объектами исследования стали четыре класса феноменов, отражающих проявления агентности в корпоративной среде: 1) на уровне фирмы в целом, 2) на уровне профессиональных групп, сообществ внутри фирмы, 3) на индивидуальном уровне в среде нетрадиционных форм найма –  включая, прежде всего, деятельность так называемых нетрадиционных занятых, платформенных работников и фрилансеров, а также 4) агентность за рамками трудовых отношений, но вместе с тем направленная на решение задач организации (краудсорсинг, задействование потребителей, пользователей или партнеров). Было обнаружено, что ведущие компании целенаправленно формируют культуру, в которой каждый сотрудник видит возможность внести инициативный вклад в успех фирмы. Среди новых организационных форм выделяются самоорганизованные рабочие команды и гибкие сообщества. Компании все более активно используют возможности краудсорсинга как механизма вовлечения внешних акторов в продуктивную деятельность. Статья подчёркивает важность цифровой среды как фактора развития агентности.