• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Жизненные миры СПО: секция на Международной конференции “Тенденции развития образования”

Центр развития навыков и профессионального образования провел секцию на Международной конференции “Тенденции развития образования” в  Московской высшей школе социальных и экономических наук (Шанинке).

Жизненные миры СПО: секция на Международной конференции “Тенденции развития образования”

Центр развития навыков и профессионального образования провел секцию на Международной конференции “Тенденции развития образования” в Московской высшей школе социальных и экономических наук (Шанинке).


Открыла секцию доклад главного научного сотрудника Института социологии ФНИСЦ РАН Галины Чередниченко, посвященный траекториям молодежи с СПО на фоне трансформаций системы образования и рынка труда. Были рассмотрены причины нынешней переориентации спроса от вузов к колледжам. Автор объясняет эту тенденцию снижением функции высшего образования как "социального лифта" и экономической рентабельности ряда специальностей, которые ранее были популярны у нынешней аудитории СПО. При этом немаловажную роль играет "комбинированный" маршрут к высшему образованию, 9 классов — СПО — заочное обучение в вузе. Такой трек особенно успешно реализуется в инженерном образовании. В докладе были рассмотрены несколько успешных кейсов взаимодействия технических колледжей и вузов для привлечения абитуриентов с дипломом СПО. Автор объясняет результативность таких практик ориентацией институций на целевого социального потребителя.
Младший научный сотрудник и аспирант Центра Наталья Розенфельд представила результаты диссертационного исследования о турбулентности жизненных траектория студентов СПО. На данных лонгитюда “Траектории в образовании и профессии” Наталья выявила, что траектории у студентов СПО более нелинейные, чем у студентов вузов. Помимо этого, была оценена “желательность” траекторий студентов СПО. Наиболее “позитивные” траектории складывались у выходцев  из образованных семей. Большинство выпускников СПО в “желательных” траекториях дольше учились (например, продолжили учиться в вузе после колледжа), а также совмещали учебу в СПО с работой.
Научный сотрудник Центра Екатерина Павленко рассказала о том, какое место занимают исследования СПО в социологии образования и представила видение адаптации культурно-организационного подхода к контексту СПО. Екатерина подчеркнула некоторую невидимость СПО в современной социологии образования. СПО активно исследуется социологами в отдельных странах со значительным политическим вниманием к этому сектору (напр., Швейцария, Германия, Китай). Помимо этого, автор прокомментировала тенденцию социологов к количественной оценке. По мнению последователей культурно-организационного подхода, фокус исключительно на количественных методах затемняет по сути культурный характер образовательных процессов. Культурно-организационный подход предлагает воспринимать СПО как среду формирования и поддержания коллективно разделяемых смысловых структур. В этом ключе нередко изучается формирование представлений индивида о будущем, о навыках и способностях, о социальной структуре и локализации в ней.