• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Сотрудники Центра развития навыков и профессионального образования представили новые исследования на конференции ИВО-2025

На XVI Международной конференции исследователей высшего образования (ИВО-2025) сотрудники Центра развития навыков и профессионального образования Института образования НИУ ВШЭ выступили с серией докладов, представляющих актуальные результаты исследований о социальной мобильности, вариативности образовательных траекторий и институциональных механизмах перехода от среднего профессионального к высшему образованию. Работы базируются на масштабных данных лонгитюда «Траектории в образовании и профессии» и административных источников, что позволяет рассматривать изменение образовательных стратегий российской молодежи в динамике и в сложной институциональной среде.

Сотрудники Центра развития навыков и профессионального образования представили новые исследования на конференции ИВО-2025

Работа Анастасии Лукиной и Дарьи Толстых была посвящена тому, как студенты первого поколения воспринимают возможности достижения успеха и социального продвижения. Анализируя данные за десятилетний период, исследовательницы показали, что меритократические установки — вера в значение образования и личных усилий — остаются высоко выраженными во всех социальных группах, однако интенсивность этих установок линейно растёт по мере увеличения образовательного статуса семьи. При этом студенты первого поколения демонстрируют уникальное сочетание веры в личные усилия и осознания структурных барьеров. Именно для них связь между меритократическими убеждениями и субъективной восходящей мобильностью наиболее сильна: вера в собственные усилия и роль образования увеличивает вероятность субъективного продвижения в пять раз сильнее, чем в общей выборке. В работе также показано, что восприятие структурных ограничений, которое обычно снижает мобильность у других молодых людей, для студентов первого поколения, наоборот, становится фактором преодоления уязвимости. Это позволяет говорить о формировании у них специфического «дуального мировоззрения», объединяющего реализм и стремление к продвижению.

Максим Бойцов
Лукина Анастасия Андреевна

Младший научный сотрудник ЦРНПО

Толстых Дарья Сергеевна

Стажер-исследователь ЦРНПО

Второй доклад — совместное исследование Натальи Розенфельд, Анастасии Лукиной и Веры Мальцевой — был посвящён сложности образовательных и профессиональных траекторий выпускников российских вузов в условиях массовизации высшего образования. Учёные продемонстрировали, что линейный маршрут «бакалавриат — рынок труда» сегодня выбирает лишь меньшинство молодых людей, в то время как большинство движется по более разветвлённым и длительным траекториям, совмещая учёбу и работу, возвращаясь к образованию или переходя из уровня в уровень. Наиболее высокий субъективный прирост социального статуса наблюдается у тех выпускников, которые позже выходят на рынок труда и совмещают различные формы накопления человеческого капитала, например, учебу в магистратуре и ранний профессиональный опыт. При этом длительные академические траектории без опыта работы могут вести к рискам нисходящей мобильности из-за избыточной квалификации. Исследование подтверждает, что более ресурсные выпускники используют сложные и длинные траектории для воспроизводства образовательных преимуществ и формирования более устойчивой мобильности.

Максим Бойцов
Розенфельд Наталья Яковлевна

Младший научный сотрудник ЦРНПО

Лукина Анастасия Андреевна

Младший научный сотрудник ЦРНПО

Особое внимание на конференции привлекли два доклада Елизаветы Коротких, представляющих результаты проекта о том, как российские студенты СПО переходят в высшее образование и какие институциональные условия делают этот переход более или менее рискованным. В исследовании «Избегание риска при переходе из колледжа в вуз» выделены три ключевые точки выбора, в которых формируются разные модели перехода: решение о поступлении в вуз может возникать уже в девятом классе, в одиннадцатом классе или возникнуть позднее — непосредственно в период обучения в колледже. Каждая из этих точек связана со своим типом траектории — «обходным манёвром», «страховочной сетью» или «опытно-ориентированной» моделью. Исследование показывает, что эти траектории структурно связаны с типом институции: студенты, делающие выбор в 11 классе, чаще поступают в вузовские колледжи, где образовательная среда ближе к высшему образованию, тогда как для тех, кто принимает решение в 9 классе, привлекательными оказываются вузы с высокой долей студентов СПО. Институциональные конфигурации — тип колледжа, доля СПО в вузе, образовательная культура — оказываются тесно связаны с индивидуальными характеристиками студентов: уровнем академической подготовки, наличием высшего образования у родителей, добросовестностью и даже изменчивостью интересов. Эти факторы вместе формируют стратегии избегания риска, характерные для разных траекторий транзита.

Максим Бойцов

В докладе «Запутанная дорога к высшему образованию», подготовленном Елизаветой Коротких и Натальей Розенфельд, была представлена подробная классификация реальных маршрутов, по которым выпускники СПО приходят в вузы. На основе анализа последовательностей было выделено шесть типов траекторий, различающихся по ранности выбора, совмещению учёбы и работы и общей продолжительности. Наиболее высокие шансы успешного завершения высшего образования демонстрируют студенты, которые изначально ориентируются на длинные академические маршруты или эффективно совмещают работу и учёбу. Напротив, «отложенный транзит» — поступление в вуз после периода полной занятости — связан с самыми низкими шансами получения высшего образования. Работа показала, что траектории студентов существенно различаются по семейному бэкграунду, уровню академической подготовки, наличию ресурсов в семье и характеру появления образовательных притязаний. Семейная культурная среда и проживание в крупных городах способствуют более длинным и продуманным траекториям, а отсутствие ресурсного фундамента усиливает вероятность попадания в менее устойчивые образовательные маршруты.

Коротких Елизавета Витальевна

Стажер-исследователь ЦРНПО

Розенфельд Наталья Яковлевна

Младший научный сотрудник ЦРНПО