Сотрудники Центра развития навыков и профессионального образования представили новые исследования на конференции ИВО-2025

Работа Анастасии Лукиной и Дарьи Толстых была посвящена тому, как студенты первого поколения воспринимают возможности достижения успеха и социального продвижения. Анализируя данные за десятилетний период, исследовательницы показали, что меритократические установки — вера в значение образования и личных усилий — остаются высоко выраженными во всех социальных группах, однако интенсивность этих установок линейно растёт по мере увеличения образовательного статуса семьи. При этом студенты первого поколения демонстрируют уникальное сочетание веры в личные усилия и осознания структурных барьеров. Именно для них связь между меритократическими убеждениями и субъективной восходящей мобильностью наиболее сильна: вера в собственные усилия и роль образования увеличивает вероятность субъективного продвижения в пять раз сильнее, чем в общей выборке. В работе также показано, что восприятие структурных ограничений, которое обычно снижает мобильность у других молодых людей, для студентов первого поколения, наоборот, становится фактором преодоления уязвимости. Это позволяет говорить о формировании у них специфического «дуального мировоззрения», объединяющего реализм и стремление к продвижению.
Младший научный сотрудник ЦРНПО
Стажер-исследователь ЦРНПО
Второй доклад — совместное исследование Натальи Розенфельд, Анастасии Лукиной и Веры Мальцевой — был посвящён сложности образовательных и профессиональных траекторий выпускников российских вузов в условиях массовизации высшего образования. Учёные продемонстрировали, что линейный маршрут «бакалавриат — рынок труда» сегодня выбирает лишь меньшинство молодых людей, в то время как большинство движется по более разветвлённым и длительным траекториям, совмещая учёбу и работу, возвращаясь к образованию или переходя из уровня в уровень. Наиболее высокий субъективный прирост социального статуса наблюдается у тех выпускников, которые позже выходят на рынок труда и совмещают различные формы накопления человеческого капитала, например, учебу в магистратуре и ранний профессиональный опыт. При этом длительные академические траектории без опыта работы могут вести к рискам нисходящей мобильности из-за избыточной квалификации. Исследование подтверждает, что более ресурсные выпускники используют сложные и длинные траектории для воспроизводства образовательных преимуществ и формирования более устойчивой мобильности.
Младший научный сотрудник ЦРНПО
Младший научный сотрудник ЦРНПО
Директор ЦРНПО
Особое внимание на конференции привлекли два доклада Елизаветы Коротких, представляющих результаты проекта о том, как российские студенты СПО переходят в высшее образование и какие институциональные условия делают этот переход более или менее рискованным. В исследовании «Избегание риска при переходе из колледжа в вуз» выделены три ключевые точки выбора, в которых формируются разные модели перехода: решение о поступлении в вуз может возникать уже в девятом классе, в одиннадцатом классе или возникнуть позднее — непосредственно в период обучения в колледже. Каждая из этих точек связана со своим типом траектории — «обходным манёвром», «страховочной сетью» или «опытно-ориентированной» моделью. Исследование показывает, что эти траектории структурно связаны с типом институции: студенты, делающие выбор в 11 классе, чаще поступают в вузовские колледжи, где образовательная среда ближе к высшему образованию, тогда как для тех, кто принимает решение в 9 классе, привлекательными оказываются вузы с высокой долей студентов СПО. Институциональные конфигурации — тип колледжа, доля СПО в вузе, образовательная культура — оказываются тесно связаны с индивидуальными характеристиками студентов: уровнем академической подготовки, наличием высшего образования у родителей, добросовестностью и даже изменчивостью интересов. Эти факторы вместе формируют стратегии избегания риска, характерные для разных траекторий транзита.
В докладе «Запутанная дорога к высшему образованию», подготовленном Елизаветой Коротких и Натальей Розенфельд, была представлена подробная классификация реальных маршрутов, по которым выпускники СПО приходят в вузы. На основе анализа последовательностей было выделено шесть типов траекторий, различающихся по ранности выбора, совмещению учёбы и работы и общей продолжительности. Наиболее высокие шансы успешного завершения высшего образования демонстрируют студенты, которые изначально ориентируются на длинные академические маршруты или эффективно совмещают работу и учёбу. Напротив, «отложенный транзит» — поступление в вуз после периода полной занятости — связан с самыми низкими шансами получения высшего образования. Работа показала, что траектории студентов существенно различаются по семейному бэкграунду, уровню академической подготовки, наличию ресурсов в семье и характеру появления образовательных притязаний. Семейная культурная среда и проживание в крупных городах способствуют более длинным и продуманным траекториям, а отсутствие ресурсного фундамента усиливает вероятность попадания в менее устойчивые образовательные маршруты.
Стажер-исследователь ЦРНПО
Младший научный сотрудник ЦРНПО