Вузам пора забыть про «свободных студентов» – в тренде совмещение учебы с работой – университетские программы к этому не готовы
Граница между учебой и работой в высшем образовании окончательно размылась. Классическая траектория «школа – вуз – постоянная работа» превращается в исключение, уступая первенство более сложным траекториям, где учеба и работа по-разному смешиваются. Это один из выводов исследования Веры Мальцевой и Натальи Розенфельд, научных сотрудников Центра развития навыков и профессионального образования Инобра ВШЭ. Книга вышла в серии «Современная аналитика образования».
Базой послужило лонгитюдное исследование «Траектории в образовании и профессии», которое Инобр продолжает вот уже десять лет. Ученые проанализировали карьерные и образовательные траектории тех, кто получил диплом вуза к 2020 году, их статус на рынке труда, сферы занятости, доход и многое другое. Эти показатели рассмотрели в связи с культурным капиталом, образовательными притязаниями, гендером, семейным положением, образовательной успешностью – например, с результатами в области математической грамотности, которые эти же люди еще школьниками показали на срезах TIMSS.
«Студенты начинают работать задолго до окончания образования, граница между учебой и работой размывается, а само обучение становится все более затяжным. В этой нарастающей сложности привычные категории, такие как «выход на рынок труда», однократный переход из состояния А в состояние B, стремительно теряют актуальность. Образовательно-карьерная траектория — это извилистый путь с множеством остановок», – отмечают авторы работы. Они обращают внимание, что «это создает вопросы к современной повестке в образовании, дизайн и контент которого по-прежнему ориентирован на неработающих студентов».
Исследование показало, что за выбор «длинного» варианта образования (с магистратурой) отвечает как культурный капитал семьи, так и академические способности. Трек с длинным образованием иногда превращается в «отложенное взросление в условиях напряженного регионального рынка труда, когда длинная учеба выступает своеобразной защитой от прекариальности». Прекариальным трудом называют временную, ненадежную, случайную, часто неофициальную работу, которая не связана с построением карьеры.
В целом прекариальность в треках выпускников российских вузов относительно невысокая – за исключением пандемийного 2020 года. Однако вряд ли это заслуга образования, скорее, «демографическая премия» для тех, кто родился в 1990-х и начале 2000-х – их меньше, чем предшественников, а значит, условия на рынке труда для них лучше.
Книгу «Образовательно-карьерные траектории выпускников российских вузов на материале лонгитюдного исследования» можно прочитать здесь.