• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Доклад «Тренды и вызовы в области развития человеческого потенциала. Агентность как ядро человеческого потенциала и движущая сила развития»

Павел Сорокин, заведующий лабораторией исследований человеческого потенциала и образования и руководитель научного проекта 3.1.3 «Человеческий потенциал: эффекты и отдача от образования» НЦМУ ЦМИЧП, презентовал доклад «Тренды и вызовы в области развития человеческого потенциала. Агентность как ядро человеческого потенциала и движущая сила развития» для исследовательского консорциума «Развитие личностного потенциала в образовании» благотворительного фонда Сбербанка «Вклад в будущее».

Доклад был посвящен ключевым глобальным трендам, определяющим траектории развития важнейших компонентов человеческого потенциала. Ключевой запрос к человеку на горизонте ближайших лет — это запрос на агентность, созидательное инициативное действие, то есть способность принимать решения и эффективно действовать в различных контекстах и сферах общественной и личной жизни в ситуации отсутствия прямого принуждения и контроля со стороны внешних по отношению к человеку сил. 

Формировать указанную способность необходимо с вниманием не только к навыкам, индивидуальным психическим и ценностно-мотивационным характеристикам, но и к непосредственной деятельности, поддерживающей или меняющей структуры. 

Помимо этого, по словам Павла Сорокина, в условиях нео-структурации (де-структурации) структуры быстро меняются, значит старые алгоритмы могут быть неэффективными, навыки - требуют постоянного обновления. Поэтому человеческий потенциал для успеха в новом мире - это потенциал не только личностный, но и лидерский, то есть связанный с объективным включением в общественную жизнь, в экономику и др. 

Личное благополучие в его традиционном понимании - это во многом свобода от внешнего воздействия, это возможность пользоваться благами цивилизации, без необходимости вкладываться в обратном направлении (потому что структуры были эффективными, социально-экономическое развитие обеспечивалось естественным путём - естественное развитие рынка, естественное развитие технологий, от человека не требовалось принципиально нового уровня агентности).  

Сегодня новый этап для того, чтобы общество сохраняло устойчивость, образование должно формовать человека, способного непросто встраивать и воспроизводить структуру, и непросто соответствовать установленным регламентам, но и проявить инициативу, прежде всего с помощью использования новых технологий (платформы, искусственный интеллект).
 

Исследование подготовлено в рамках гранта, предоставленного Министерством науки и высшего образования Российской Федерации (№ соглашения о предоставлении гранта: 075-15-2022-325)