МЕТОДОЛОГИЯ
Проект карты компетенций – структурированные данные, полученные в результате массового опроса ППС российских вузов в 2024 году. Данные включают: 1. показатели по пяти типам компетенций (информационные для образовательной среды, общие цифровые, профессиональные, личностные и управленческие); 2. описание дефицитов компетенций преподавателей (общие и по типам вузов); 3. практики поддержки ППС в российских университетах.
Метод структурирования данных - картирование (mapping). Картирование - инструмент визуализации и анализа данных для иллюстрации неоднородности объекта исследования.
Редуцирование многомерного содержания компетенций преподавателя
Содержание и типы компетенций отбирались на основе нескольких методологических рамок
1. Компетентностный подход проекта TUNING[1] (Образовательные системы стран континентальной Европы). Компетенции преподавателя согласно этому проекту включают: предметные, личные и социальные. Предметные компетенции были уточнены и операционализированы, как профессиональные компетенции. К профессиональным компетенциям ППС были отнесены узкоспециализированные предметные знания в конкретной области наук, педагогический дизайн, проведение исследований (научная деятельность).
2. Личностные компетенции понимаются как профессионально-личностные и отличаются от черт и характеристик, так как относятся к тому, что можно «достроить» и сформировать. Они необходимы для эффективной профессиональной деятельности. Инструментально был использован список личных компетенций на основе анкеты BIP (Business-focused Personality Inventory, «Описание личности, ориентированное на бизнес»), адаптированной в образовательном контексте Р. Хоссиепом, М. Пашеном, О. Мюльхаусом и О. Коллатцем[2].
3. Цифровые компетенции – общие и профессиональные цифровые компетенции (отличаются от цифровой грамотности умением решать узкоспециализированные задачи в своей сфере деятельности). Основываются на типологии Rizza C. [3], а также списка востребованных компетенций и навыков в цифровой сфере, сформированным Институтом статистических исследований и экономики знаний НИУ ВШЭ на основе системы интеллектуального анализа больших данных iFORA[4].
Отдельно были добавлены показатели по работе в цифровой среде для решения задач в профессиональной области преподавателя.
[1] https://www.hse.ru/data/2010/12/17/1208295030/Introduction_Tuning%20Educational%20Structures.pdf
[2] Hossiep R., Paschen M., Mühlhaus O., Collatz A. BIP: Das Bochumer Inventar zur Berufs bezogenen Persönlichkeits beschreibung. 2010.
[3] Rizza C. Digital Competences: Michalos A.C. Encyclopedia of Quality of Life and WellBeing, Research Springer, Dordrecht; 2014.
Измерение компетенций
Компетенции – измеряемые характеристики, параметры и качества, необходимые для достижения устойчивых результатов педагогической деятельности. Т.е. компетенции – фиксируемы (P.D. Ashworth, Judy Saxton[1]).
Измерение для карты производилось социологическими методами: анализ результатов массового опроса, интервью, агрегирование результатов неавтоматизированного парсинга сайтов вузов, экспертная оценка.
Методы сбора данных: анкетирование ППС российских вузов, интервьюирование, неавтоматизированный парсинг сайтов вуза, агрегированная БД вторичной информации (ВПО-1, мониторинг эффективности).
Индексы компетенций ( в работе)
[1] P.D. Ashworth & Judy Saxton (1990) On ‘Competence’, Journal of Further and Higher Education, 14:2, 3-25, DOI: 10.1080/0309877900140201
Системы поддержки ППС в вузах
Компетенции реализуются через деятельность, поэтому для их формирования важны условия: личные установки, ценности и мотивы преподавателя + сложность работы, оценка ее значимости + факторы внешней среды: условия вуза, системы поддержки, особенности академической среды и т.д.
В карте компетенций внешние условия понимаются (дескриптивно операционализируются) как меры поддержки ППС в вузах.
К этим мерам относятся:
- Бесплатные внутренние программы ДПО
- Гранты на участие в выездных научных мероприятиях
- Курсы по развитию преподавательского мастерства
- Программа кадрового резерва
- Система академических надбавок за публикации
- Система доплат за высокие показатели в области преподавания («лучший преподаватель», надбавки за методическую работу и т.д.).
- Дополнительные внутренние выплаты, надбавки (сверх обычного должностного оклада)
- Собственный профессиональный стандарт преподавателя/его аналоги, например, положения с требованиями к ППС и т.д.
- Официально закрепленные треки профессионального развития преподавателей (академический, методический, преподаватель практик и пр.)
- Внутренние сервисы для преподавателя
- Цифровые меры поддержки
- Центр психологической помощи преподавателям
Нашли опечатку?
Выделите её, нажмите Ctrl+Enter и отправьте нам уведомление. Спасибо за участие!
Сервис предназначен только для отправки сообщений об орфографических и пунктуационных ошибках.