Летняя школа - 2013
В мероприятии приняли участие как сотрудники и молодые исследователи НИУ ВШЭ, так и коллеги из других университетов России, а также из университетов Греции, Финляндии и Португалии.
7-13 июня, в прекрасном месте под Санкт-Петербургом – на бывшей даче Кочубея в Пушкине, состоялась первая международная Летняя Школа Института образования НИУ ВШЭ «Исследования развивающихся университетов» (“Creating effective universities”).
В мероприятии приняли участие как сотрудники и молодые исследователи НИУ ВШЭ, так и коллеги из других университетов России, а также из университетов Греции, Финляндии и Португалии.
В качестве экспертов и ведущих панелей выступили выдающиеся исследователи высшего образования, входящие в число самых цитируемых ученых: Юсси Валимаа (University of Jyvaskyla), Мартин Карной (Stanford University), профессор Саймон Марджинсон (University of Melbourne), Педро Тейшейра (University of Porto).
Школа была посвящена проблемам развития университетов и их эффективности. Слушатели приняли участие в дискуссиях по ключевым проблемам высшего образования, презентовали свои индивидуальные исследовательские проекты.
Одним из интереснейших форматов стали рассказы экспертов о своих жизненных траекториях в академическом мире.
Междисциплинарный характер школы позволил участникам получить новый и более системный взгляд на собственные исследовательские проекты, а также на сферу высшего образования в целом.
Надеемся, что в этом году был предпринят первый шаг на пути становления традиции проведения Летней Школы. Постараемся и дальше расширять географическое и профессиональное представительство ее участников. Отрадно, что и профессора ЛШ выразили готовность приехать снова.
Подробнее о летней школе
Задача Летней Школы — обсудить совместно с начинающими и ведущими исследователями из разных стран проблемы развития университетов и их эффективности, которая может рассматриваться в нескольких измерениях:
Что делает высшее образование отвечающим задачам развития общества, экономики, государства, потребностям студентов, преподавателей и ученых, а значит, в широком смысле, — эффективным?
Насколько успешно университеты соответствуют потребностям общества, экономики, реализуют государственную политику, способствуют продвижению стран на международной арене или способны управлять своим собственным развитием?
Существует ли понимание того, какова сегодня роль университетов, что такое эффективные университеты, что делает их эффективными и способствует их развитию, является основой для более эффективной государственной политики в области высшего образования, управления университетами, преподавания, исследований, развития инноваций?
С точки зрения различных дисциплинарных традиций, мы также можем говорить о социальной, экономической, политической, педагогической, организационной и иной эффективности университетов, поэтому анализ развития и эффективности университетов должен быть междисциплинарным и комплексным.
Какое знание для этого необходимо, как можно использовать данные уже проведенных исследований и какие исследования необходимы в будущем?
Какие исследовательские вопросы нужно поставить, как построить наиболее адекватную методологию и дизайн исследования?
Что говорит нам российский и зарубежный опыт об отношениях между исследованиями высшего образования и образовательной политикой?
Все эти вопросы обсуждались в ходе Летней Школы с участием ведущих зарубежных ученых в области экономики, социологии, социальных исследований, политики высшего образования.
Формат Летней Школы включал семинары с дискуссией по ключевым проблемам высшего образования; презентации и обсуждения индивидуальных исследовательских проектов слушателей; мастер-классы по консалтингу в сфере высшего образования, институциональным исследованиям, методологии исследований, написанию статей в международные журналы, работе с медиа.
Участники получили возможность углубить свои знания в области высшего образования, развития университетов, институциональных исследований, уточнить дизайн и методологию собственного исследовательского проекта, наметить новые перспективные направления в своей работе.
Буклет ЛШ
Оргкомитет Летней Школы Института образования НИУ ВШЭ:
И.Д. Фрумин, д.п.н., научный руководитель Института образования
А.Ю. Смоленцева, к.с.н., ведущий научный сотрудник Института образования
Н.Е. Павлова, менеджер Института образования
Участники и преподаватели Летней школы