• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Школьный учитель должен не только знать предмет, но и уметь работать с современными детьми

18-20 ноября Минобрнауки России, Московский городской психолого-педагогический университет и Высшая школа экономики провели всероссийскую конференцию, на которой обсуждались результаты модернизации педагогического образования. Участники конференции пришли к выводу, что модернизация идет успешно, но ее результаты будут видны нескоро.

Как подчеркнул научный руководитель Центра мониторинга качества образования ВШЭ Виктор Болотов, возглавляющий Координационный совет по области образования «Образование и педагогика», в постсоветской России только ленивый не критиковал педагогические вузы, но для улучшения ситуации не делалось ничего. Лишь в 2014 году власть приступила к решению проблем подготовки учителей: стартовал проект модернизации педагогического образования, Минобрнауки выделило на него средства.

45 вузов, 6 тысяч студентов

На сегодняшний день в проекте участвуют 45 вузов, где готовят педагогов (всего их в России около 200), — не только педагогические, но и федеральные, национальные исследовательские, другие университеты. Оператор проекта — Московский городской психолого-педагогический университет (МГППУ), соисполнитель — Высшая школа экономики. Основная задача проекта — готовить в вузах-участниках таких учителей, которые смогут работать в соответствии с профессиональным стандартом педагога (его планируется внедрить с 2017 года) и учить детей по новым стандартам общего образования (они вводятся постепенно, школы перейдут на них полностью в ближайшие шесть лет).

6 тыс. студентов в вузах-участниках проекта учатся по новым образовательным программам. Есть четыре разновидности таких программ: прикладной бакалавриат, профессиональная (педагогическая) магистратура, академический бакалавриат, исследовательская магистратура. По первым двум готовят учителей-практиков, академический бакалавриат дает общее высшее образование, а исследовательская магистратура ориентирует выпускников на карьеру в педагогической науке. Сочетание программ дает студентам возможность не только выбора образовательной траектории при поступлении в бакалавриат или магистратуру, но и ее смены в процессе обучения.

Новые требования

Одно из принципиальных новшеств в подготовке учителей — акцент не столько на знание предмета (это необходимое, но недостаточное условие овладения профессией), сколько на формирование навыков работы с современными детьми, отметил Виктор Болотов. Учитель должен держать дисциплину на уроке, уметь заинтересовать детей своим предметом, правильно работать с особыми детьми — как одаренными, так и с ограниченными возможностями здоровья. Детей, нуждающихся в особом подходе, по утверждению авторов профессионального стандарта педагога, в последнее время становится все больше, и это требует от учителя других компетенций, о которых раньше никто не задумывался.

О новом качестве общего образования можно будет говорить только тогда, когда в школу придут по-новому подготовленные учителя и займут там ключевые позиции

Другое новшество — педагогическая практика, которая, конечно, была и раньше, но теперь она становится главным фактором формирования учителя. Участники конференции не раз проводили аналогию с медицинскими вузами, у которых есть клинические базы: точно так же «клиническими базами» педвузов становятся школы. По словам директора Центра развития лидерства в образованииВШЭ Анатолия Каспржака, «учителя знающего должен заменить учитель умеющий» — точно так же тренеру нужен футболист, который умеет забить гол, а не просто знает, как это делать.

При этом практику, уточнил Анатолий Каспржак, не стоит воспринимать так, что студент приходит в школу и сразу начинает вести уроки. Студент, специализирующийся на гостиничном менеджменте, практику в отеле начинает с таскания чемоданов, так и практика будущих педагогов начинается с более простых занятий. Например, сначала они могут имитировать работу учителя, проводя уроки для своих однокурсников, затем помогают учителям естественно-научных дисциплин устраивать на уроках эксперименты, вместе с учителями разрабатывают планы уроков, проверяют контрольные работы. И лишь после этого им доверят провести урок — «спектакль», который является вершиной творчества.

Что дальше?

По словам директора Департамента государственной политики в сфере высшего образования Минобрнауки России Александра Соболева, в ближайшие годы предстоит организовать взаимодействие вузов, где готовят педагогов, чтобы распространить опыт участников проекта модернизации педагогического образования на всю систему. Организацией этой работы займется Координационный совет по области образования «Образование и педагогика». Экспертные группы сформулируют требования для разработчиков стандартов педагогического образования четвертого поколения (сейчас вузы работают по так называемым стандартам «три плюс» — стандартам третьего поколения, доработанным с учетом нового закона «Об образовании в РФ»), где будут учтены все эти наработки. По словам Виктора Болотова, новые стандарты будут кардинально отличаться от предыдущих.

Впрочем, авторы реформы педагогического образования не ограничивают ее несколькими годами — как сказал Анатолий Каспржак, это «громадный социальный проект». В Финляндии систему подготовки учителей начали реформировать примерно 40 лет назад — сначала был сокращен прием в педвузы, так что туда пошли только лучшие выпускники школ, затем учителям повысили зарплату, создали для них возможность карьерного роста (нечто подобное сейчас предлагается и в России — от помощника учителя до учителя-эксперта) и т.д. Социальная сфера инертна, и от модернизации педагогического образования не стоит ждать быстрых эффектов. Меняя содержание программ и систему практик, невозможно сразу преобразовать школу. О новом качестве общего образования можно будет говорить только тогда, когда в школу придут по-новому подготовленные учителя и займут там ключевые позиции.