От Москвы до Стелленбоса: как научные руководители прокладывают маршрут успеха аспирантов

С 25 по 28 марта 2025 года в городе Стелленбос прошла IX Международная конференция по научному руководству аспирантами — одна из ключевых международных площадок, посвященных вопросам научного руководства в аспирантуре. В конференции приняли участие трое сотрудников Центра социологии высшего образования: Светлана Жучкова, заместитель директора и научный сотрудник Института образования, Никита Смирнов, младший научный сотрудник Центра, Институт образования, и Данила Павлюк, стажер-исследователь Института образования.

От Москвы до Стелленбоса: как научные руководители прокладывают маршрут успеха аспирантов

Светлана Жучкова выступила содокладчиком в рамках двух исследований. Первое, «Choosing to succeed? Insights into doctoral students’ supervisor selection and its outcomes», подготовленное совместно с Данилой Павлюком, посвящено взаимосвязи между критериями выбора научного руководителя и образовательным опытом аспирантов. Во втором исследовании, проведенном совместно с Анной Луликян — «Successful without research experience: how scientific supervision helps PhD students overcome barriers and defend their dissertation» — рассматривались факторы поддержки аспирантов без академического бэкграунда. Массовизация аспирантуры приводит к тому, что в неё всё чаще поступают специалисты из индустрии и практики; поэтому вопросы о том, как эффективно работать с такими студентами и помогать им преодолевать характерные барьеры, становятся особенно актуальными.

Научное руководство играет решающую роль в подготовке аспирантов. Именно от качества взаимодействия между научным руководителем и аспирантом часто зависит не только успешность диссертационного исследования, но и профессиональное становление молодого исследователя. В международной практике подходы к научному руководству значительно различаются — и это особенно остро ощущается на международных конференциях, где представители академических сообществ из разных стран делятся своим опытом. В рамках недавней конференции мы обратили внимание на то, насколько разными могут быть эти подходы, и пришли к выводу, что нам стоит перенимать опыт не только у таких стран-лидеров, как Китай, но и шире — рассматривать лучшие практики различных образовательных систем. Например, одной из таких практик является двойное руководство в аспирантуре, которое активно применяется во многих зарубежных университетах и даже не ставилось под сомнение участниками конференции.

Светлана Жучкова, заместитель директора и научный сотрудник Института образования

На конференции мне удалось пообщаться со многими исследователями и получить ценную обратную связь по нашему со Светланой исследованию. Коллеги предложили усилить теоретическую рамку и сделать уклон на социологическую перспективу ограниченной рациональности, учесть в работе не только представления аспирантов, но и их научных руководителей. Кроме того, я наконец лично познакомился с бывшей сотрудницей нашего Центра Сауле Бековой. Она была среди тех, кто запускал исследования аспирантского образования в нашем Институте. Для моей академической деятельности это была очень продуктивная поездка!

Данила Павлюк, стажер-исследователь Института образования и ЦСВО

Никита Смирнов представил на международной площадке результаты исследования, посвящённого аспирантам, чьи ожидания от аспирантуры не совпали с реальностью, подготовленного совместно с Николаем Раковым — стажером-исследователем ЦСВО. Его доклад «It’s (not) a match! Experience of doctoral students with gaps between expectations and reality» вызвал живую дискуссию. Коллеги предложили расширить интерпретации исследования, включив экономическую концепцию образования как доверительного блага.

 

Это была прекрасная, очень информативная и адресная конференция. На меня произвели огромное впечатление ключевые спикеры, в частности, Монсеррат Кастелло, работы которой я активно цитирую. Она занимается важной идеей совместных ожиданий научника и аспиранта. Ее доклад, конечно, произвел огромное впечатление, и для меня было очень важно встретить человека, который тоже заинтересован в изучении академической идентичности. Мне показалось, что очень тепло восприняли и мое исследование. Для меня было важно и интересно получить не только обратную связь с точки зрения валидации от исследовательского комьюнити, но и подтверждение того, что сюжет про несовпадение ожиданий и реальности у аспирантов близок и для реальных людей, которые слушали мой доклад.

Никита Смирнов, младший научный сотрудник ЦСВО и Института образования, преподаватель Департамента политики и управления

 

Во время конференции российские исследователи наладили важные международные связи: профессор Монсеррат Кастелло, признанный эксперт в области аспирантского образования, выразила предварительное согласие выступить на Конференции исследователей высшего образования (ИВО) в Москве в 2025 году. Её участие усилит экспертный диалог о будущем аспирантуры в условиях глобальных изменений.

Исследования, представленные на конференции, реализуются в рамках проекта «Международное академическое сотрудничество» Института образования НИУ ВШЭ и Института образования Университета Цинхуа «Трансформация аспирантуры в России и Китае».