Сотрудники Инобра проанализировали траектории молодежи в Ямало-Ненецком автономном округе

Сотрудники Инобра и студенты побывали в экспедиции в Ямало-Ненецком автономном округе и выявили основные траектории школьников после выпуска. Школьники либо окончательно мигрируют в другой регион, впоследствии предполагая миграцию всей семьи, либо уезжают учиться, но планируют вернуться регион после выпуска из университета. Такие школьники в обучении часто ориентированы на нефтегазовый сектор.

Сотрудники Инобра проанализировали траектории молодежи в Ямало-Ненецком автономном округе

ЯНАО – второй (после Республики Тывы) в России регион по сокращению численности молодежи. Молодежь в возрасте от 15 до 24 лет составляет лишь десятую часть населения региона (перепись населения 2020 года). Одной из ключевых причин оттока молодежи из региона можно назвать узкий круг возможных образовательных траекторий внутри региона. Наряду с Ненецким и Чукотским АО ЯНАО – один из трех российских регионов, в которых нет головных вузов. 

В то же время исследования показывают, что стартовые условия, среди которых могут быть и регион проживания, и доступность высшего образования, определяют то, как разворачивается дальнейшая образовательная и трудовая траектории молодежи. А наличие высшего образования в свою очередь связано с с более высоким уровнем человеческого капитала и жизни в целом.

Сейчас в регионе есть только два филиала университетов, в последние годы 11 филиалов были закрыты. Альтернативными образовательными траекториями могут быть поступление в СПО или образовательная миграция. Для ЯНАО вопрос удержания молодежи в регионе – один из ключевых. Согласно демографическому прогнозу (без учета потенциальных изменений миграционных паттернов), к 2026 году количество молодежи в регионе должно вырасти практически на четверть. Это делает ЯНАО уникальным кейсом для изучения. В рамках экспедиции мы хотели ответить на вопрос о том, как удержать молодежь в регионе без головных организаций высшего образования и какие траектории кажутся молодежи наиболее привлекательными в этих условиях. Для этого мы проводили интервью с учениками и их родителями, учителями, руководителями местных школ и колледжей. 

Первый город, который мы посетили в рамках экспедиции, был Салехард. В процессе экспедиции мы посещали школы и колледжи, в которых проводили глубинные интервью со следующими группами информантов: 1) с директорами и администрацией, 2) с учителями 3) с родителями и детьми, 4) со студентами СПО, 5) с преподавателями колледжей. Пробыв в Салехарде несколько дней, наша команда разделилась на две группы - первая поехала в Новый Уренгой, а вторая - в Яр-Сале. По итогу у нас получилась следующая база интервью - с директорами школ суммарно было проведено 14 интервью, с учителями - 32 интервью. Также мы провели парные интервью с родителями и детьми - в итоге их получилось 20. Также было проведено 10 интервью просто с родителями, 8 интервью со студентами колледжей, а также 4 интервью с преподавателями колледжей. 

Со стороны ЯНАО мы работали с РЦОКО и РИРО. Для РИРО были исследованы образовательные траектории школьников Ямала наряду с описанием типов родительского участия, оценкой модели объединенной старшей школы родителями, трудностями учителей. Для РЦОКО было проведено исследование для оценки уровня цифровизации школ в регионе и выявления запросов на цифровизацию процессов. В процессе исследования было выявлено, что с одной стороны, отношение учителей и части директоров к цифровизации - настороженное, у этой группы информантов существует боязнь изменений, а также недовольство тем, что они не успевают осваивать цифровые технологии, которые внедряются в школах. Также информанты негативно оценивают работу приложения “Сферум”, жалуясь на частые сбои. С другой стороны, другая часть учителей относится к цифровизации положительно, видя в цифровизации помощника, который облегчает образовательный процесс как учителям, так и школьникам. Однако обе группы информантов сходятся на том, что цифровизация - это помощник преподавателя, а не его замена, и что цифровые технологии не могут заменить учителя. Родители, с которыми проводили глубинные интервью, чаще всего затруднялись с ответами на вопросы гайда. Родители старшеклассников уже меньше были вовлечены в школьное образование своих детей, а родители учеников младшего и среднего звена работали только непосредственно с платформами, на которых обучаются их дети. Они рассказывали в основном о сложностях при входе в системы, а также о трудностях, возникающих из-за большого множества разнообразных платформ и систем.

В результате экспедиции мы выделили следующие траектории: 
1. Окончательная миграция в другой регион. Эти дети, как правило, происходят из хороших семей, в школе учатся хорошо или нормально, а при выборе профессии ориентируются на промышленность региона. Их родители сами часто планируют переезд в другой регион после выхода на пенсию; 
2. Миграция с возвращением. Эти дети также происходят из хороших семей и имеют высокую успеваемость. Часто они учатся в корпоративных классах (например, Роснефть), а при выборе направления подготовки ориентируются на нефтегазовый сектор, чтобы затем вернуться в родной регион и работать там до пенсии.
3. Студенты первого поколения. Происходят из обычных семей или семей мигрантов без ориентации на высшее образование. У них нормальная успеваемость, выраженных проблем в обучении нет, но горизонт карьерных планов короткий. Эти молодые люди расценивают поступление в колледж как успешную траекторию.

Эти результаты были представлены РИРО и руководству департамента образования региона наряду с описанием типов родительского участия, оценкой модели объединенной старшей школы родителями, трудностями учителей.