Победа в конкурсе международных зеркальных лабораторий

Коллектив Института образования стал победителем первого конкурса совместных фундаментальных научных проектов «Международное академическое сотрудничество» НИУ ВШЭ. По его итогам в Институте начнет свою работу международная зеркальная лаборатория с коллективом Института образования Университета Цинхуа. Цинхуа — ведущий университет КНР, занимает 24 место в мире в рейтинге QS по образованию. Проект посвящён исследованию трансформации аспирантуры в Китае и России и будет реализовываться до конца 2026 года. Всего на конкурс было подано 25 заявок от научных подразделений НИУ ВШЭ из разных кампусов Вышки.

Победа в конкурсе международных зеркальных лабораторий

 В первую очередь, создание зеркальной лаборатории вместе с коллегами из Китая было инициативой Евгения Терентьева, директора Института образования, который навестил с визитом многие университеты Китая дважды: в конце 2023 и в начале 2024 года. В ходе взаимодействия с китайскими университетами было обнаружено, что в Пекине развита исследовательская тематика, связанная с postgraduate education: и с аспирантурой, и с магистратурой. Данная сфера привлекает внимание в Китае не только в исследовательском поле, но и на уровне национальной политики. Китай демонстрирует стремительный рост количества поступающих на эти два уровня образования.
 

«С одной стороны был импульс теплых контактов от Евгения Андреевича, а с другой – давняя амбиция развиваться в направлении по аспирантуре»

Смирнов Никита Максимович, младший научный сотрудник Центра социологии высшего образования, аналитик Института образования

Идея зеркальной лаборатории заключается в сравнительном исследовании китайской и российской аспирантуры, которые непохожи друг на друга по многим показателям. Аспирантуры двух стран отличаются друг от друга степенью централизации, практиками взаимодействия с научным руководителем, а также разницей в трендах показателей приема в аспирантуру. С одной стороны, зеркальная лаборатория дает возможность узнать уникальные особенности обеих систем, а с другой стороны, она может способствовать поискам универсальных решений, работающих вне зависимости от национального контекста. 

В ближайшие три года планируется рассмотреть факторы результативности и эффективности аспирантуры разного уровня. Во-первых, это исследование национальных, или системных факторов – то, что касается реформ аспирантуры. Во-вторых, это изучение институционального и организационного уровня – все, что касается свободы, отданной на откуп самим университетам или научным институтам, какие они  меры принимают, связанные с совершенствованием аспирантуры в их вузах, и какие это имеет эффекты. К нему относится все, что касается мер, принимаемых непосредственно самими университетами и научными институтами. И в-третьих, лаборатория планирует анализировать аспирантский опыт – то, чем обычно занимается Центр социологии высшего образования. В качестве одного из результатов деятельности лаборатории рассматривается публикация научных публикаций в международных журнала списка «А», а также публикации в китайских журналах.
 

«Помимо традиционных академических публикаций планируются совместные аналитические доклады, касающиеся стран БРИКС или национальных систем в целом, а также совместные мероприятия и конференции. В частности наша коллега Фэй Го приедет к нам на летнюю школу в Киргизии. Мы очень надеемся, что их получится привезти на Конференцию исследователей высшего образования в октябре этого года. Но и мы с своей стороны тоже как-нибудь наведаемся к китайским коллегам»

Смирнов Никита Максимович, младший научный сотрудник Центра социологии высшего образования, аналитик Института образования

«В идеале, конечно, хочется иметь данные для реформирования аспирантуры в России. Для разговоров о той же самой профессиональной аспирантуре, которая в Китае уже чуть ли не превысила половину по доле студентов. Это сложный вопрос, чем она отличается от традиционной аспирантуры, и, к слову, для Китая тоже это вопрос нетривиальный, даже сейчас. Предполагается, что в профессиональную аспирантуру идут люди, с уже имеющимся профессиональным опытом в какой-то сфере. Зачастую это становится критерием для отбора. У них более упрощенные требования с точки зрения научной значимости их работы, там скорее ориентируются на прикладную значимость. Мне понравилась метафора, которую я в Китае первый раз услышала: academic degrees – это для тех, кто хочет стать professional researchers, а professional degrees – это для тех, кто хочет стать research professionals»

Жучкова Светлана Васильевна, научный сотрудник Центра социологии высшего образования, заместитель директора Института образования

Победа в первом конкурсе совместных фундаментальных научных проектов дала возможность развития международных исследований аспирантуры. Это направление получило свой самостоятельный проект, а также новый статус. Более того, команда исследователей расширилась, к ней присоединились новые стажеры Института образования.