Победа в конкурсе "Международное академическое сотрудничество"

Коллектив Института образования стал победителем первого конкурса совместных фундаментальных научных проектов «Международное академическое сотрудничество» НИУ ВШЭ. По его итогам в Институте начнет свою работу международная зеркальная лаборатория с коллективом Института образования Университета Цинхуа. Цинхуа — ведущий университет КНР, занимает 24 место в мире в рейтинге QS по образованию. Проект посвящён исследованию трансформации аспирантуры в Китае и России и будет реализовываться до конца 2026 года. Всего на конкурс было подано 25 заявок от научных подразделений НИУ ВШЭ из разных кампусов Вышки.

Победа в конкурсе "Международное академическое сотрудничество"

Запуск совместного проекта вместе с коллегами из Китая стал инициативой Евгения Терентьева, директора Института образования, который навестил с визитом многие университеты Китая дважды: в конце 2023 и в начале 2024 года. В ходе взаимодействия с китайскими университетами было обнаружено, что в Пекине развита исследовательская тематика, связанная с postgraduate education: и с аспирантурой, и с магистратурой. Данная сфера привлекает внимание в Китае не только в исследовательском поле, но и на уровне национальной политики. Китай демонстрирует стремительный рост количества поступающих на эти два уровня образования.
 

«С одной стороны был импульс теплых контактов от Евгения Андреевича, а с другой – давняя амбиция развиваться в направлении по исследованиям аспирантуры»

Смирнов Никита Максимович, младший научный сотрудник Центра социологии высшего образования, аналитик Института образования

Идея совместного проекта заключается в сравнительном исследовании китайской и российской аспирантуры, которые непохожи друг на друга по многим показателям. Аспирантуры двух стран отличаются друг от друга степенью централизации, практиками взаимодействия с научным руководителем, а также разницей в трендах показателей приема в аспирантуру. С одной стороны, исследование даст возможность узнать уникальные особенности обеих систем, а с другой стороны, может способствовать поискам универсальных решений, работающих вне зависимости от национального контекста. 

В ближайшие три года планируется рассмотреть факторы результативности и эффективности аспирантуры разного уровня. Во-первых, это исследование национальных, или системных факторов – то, что касается реформ и национальных политик в области развития аспирантуры. Во-вторых, это изучение институционального и организационного уровня – все, что касается свободы, отданной на откуп самим университетам или научным институтам, какие меры они принимают, связанные с совершенствованием аспирантуры, и какие это имеет эффекты. И в-третьих, команда планирует анализировать аспирантский опыт – то, чем обычно занимается Центр социологии высшего образования. В качестве одного из результатов деятельности в рамках проекта рассматривается публикация научных статей в журнала списка «А», а также в китайских журналах.
 

«Помимо традиционных академических публикаций планируются совместные аналитические доклады, касающиеся стран БРИКС или национальных систем в целом, а также совместные мероприятия и конференции. В частности наша коллега Фэй Гуо приедет к нам на летнюю школу в Кыргызстане. Мы очень надеемся, что коллег получится привезти на Конференцию исследователей высшего образования в октябре этого года. Но и мы с своей стороны тоже как-нибудь наведаемся к китайским коллегам»

Смирнов Никита Максимович, младший научный сотрудник Центра социологии высшего образования, аналитик Института образования

«В идеале, конечно, хочется иметь данные для реформирования аспирантуры в России. Для разговоров о той же самой профессиональной аспирантуре, которая в Китае уже составляет чуть ли не половину от общего числа программ и контингента. Это сложный вопрос, чем она отличается от традиционной аспирантуры, и, к слову, для Китая тоже это вопрос нетривиальный, даже сейчас. Предполагается, что в профессиональную аспирантуру идут люди с уже имеющимся профессиональным опытом в какой-то сфере. Зачастую это становится критерием для отбора. У них более упрощенные требования с точки зрения научной значимости их работы, там скорее ориентируются на прикладную значимость. Мне понравилась метафора, которую я в Китае первый раз услышала: academic degrees – это для тех, кто хочет стать professional researchers, а professional degrees – это для тех, кто хочет стать research professionals»

Жучкова Светлана Васильевна, научный сотрудник Центра социологии высшего образования, заместитель директора Института образования

Победа в первом конкурсе совместных фундаментальных научных проектов дает возможность развития международных исследований аспирантуры. Впервые это направление исследований получило свой самостоятельный проект, а также новый статус. Более того, команда исследователей расширилась, к ней присоединились новые стажеры Института образования.