«Телега уже не будет прежней»
Битва насмерть
История стандартов – драматическая. Первый ФГОС, который удалось утвердить в 2004 году, был предметно ориентирован, по-простому говоря – предметники рулили. Помню, как методисты обсуждали, роман какого из нобелевских лауреатов – Шолохова или Пастернака – нужно изучать. Драка шла насмерть, потому что «Боливар не вынесет двоих». А у математиков были свои переживания, как ничего не потерять из накопленного в советской школе. При этом добавлялось новое – например, теория вероятности. По каждому предмету методисты говорили: «если что-то уберем, это будет диверсия против лучшего в мире российского образования». Хотя понятно – чем больше понятий, фактов, теорем, тем тяжелее получался стандарт. Ни философов, ни психологов в этой обстановке привлечь к работе не удалось.
Евгений Бунимович заявил по этому поводу: «Товарищи, мы должны понять, что катафалк не резиновый!». Ведь появляется и новое. Например, тема нано: нужно о ней говорить на физике и химии? Нужно. А чего убрать? А убрать ничего нельзя. Игорь Реморенко в бытность замминистра образования пошел на беспрецедентный ход: предложил увести предметное содержание в программы, а в стандарте оставить направление, по которому должна двигаться школа.
Стандарт 2012 года получился сырым: он был наполнен неопределенными и нерациональными понятиями. Учителя спрашивали: компетентности – это что?.. Началась такая имитация: «Мы перешли на новые стандарты!» – «А учебники у вас новые?» – «Нет, нам старые подходят». Получилось, что новым стандартом был мало кто доволен.
Назад – в карету
О том, что школа должна учить мыслить, говорилось еще в середине прошлого века, нужно было решать проблему развивающего обучения. Появлялось все больше школ, которые понимали, что нужны другие стандарты, которые будут готовить человека жить в быстро меняющемся мире. И надо учить человека размышлять, а не нагружать по принципу «Еще одна теорема, еще одно правило».
Если ФГОС-2004 сравнить с каретой, то версия 2012 года – некоторый уродец, но все же автомобиль. Посмотрите на фотографии первых авто. Кареты, конечно, были красивее. С финтифлюшками всякими и бантиками. Автомобили выглядели неказисто, но у них было будущее!
Доводить стандарт-2012 надо было философам, психологам, продвинутым методистам, на это работали и международные исследования. К сожалению, такая доработка не была организована. «Перестаньте нам вешать лапшу на уши, скажите, что преподавать, мы хотим ясности и определенности», – говорили одни. А более продвинутые требовали: «Определите, что вы понимаете под универсальными учебными действиями и грамотностями».
В итоге новые стандарты опять предметные и опять перегружены. Если у меня на уроке слишком много понятий, произведений, есть время организовать дискуссию? Нет. Тогда про какое критическое мышление и креативность мы говорим. С третьим ФГОСом мы вернулись в карету, которая стала еще роскошнее.
Нужны «дерзкие»
У меня призыв: давайте все-таки создавать автомобиль. Пусть он не будет востребован всей страной, это и невозможно, не все учителя еще готовы. Но нужны «дерзкие», которые принимают эту задачу. Ряд вузов сегодня работают по своим стандартам. Вот и амбициозным школам нужно этого добиваться. Правда, у школ есть опасения: если отступить от ФГОС-ов, выпускники хуже сдадут ЕГЭ. Но и содержание экзамена стало обновляться, в нем появляются задачи на применение знаний, на развитие мышления. Есть поручение президента для нашей системы образования: войти в десятку лучших. Значит, надо делать соответствующие контрольно-измерительные материалы, которые работают на будущее. Совершенствовать единый госэкзамен так, чтобы школы могли развивать свои стандарты.
ФГОС только принят, но уже стоит вопрос о его доработке. Если его все-таки станут разгружать, то это поможет школе. Кроме того, за 15 лет многое изменилась. Все больше учителей понимают, что такое развивающее обучение и навыки XXI века: вряд ли их остановят эти стандарты. В этом надежда: телега уже не будет прежней.
Научный руководитель Центра психометрики и измерений в образовании
Все новости автора