Развиваем

Основные модели образования, ориентированные на развитие универсальных компетентностей и новой грамотности

Помогаем

В создании и организации деятельности профессиональных обучающихся сообществ учителей-предметников

Исследуем

Отечественные и зарубежные практики учения и обучения (learning and teaching)

Проектируем

Дидактические основы, методики и технологии обучения школьников, учебно-методическое обеспечение современного учебного процесса в системе общего образования

 



Тематическая карта наших исследований

  • ОСНОВАНИЯ ДЛЯ ПРОЕКТИРОВАНИЯ КУРРИКУЛУМА

    Теория содержания образования, теории обучения, философия образования

  • УНИВЕРСАЛЬНЫЕ КОМПЕТЕНТНОСТИ И НОВАЯ ГРАМОТНОСТЬ

    Разработка матриц компетенций, способы их формирования и формирующего оценивания, внедрение практик их развития в образовательной организации

  • РАЗРАБОТКА ПРЕДМЕТНОГО СОДЕРЖАНИЯ

    Верхнеуровневые фундаментальные понятия («большие идеи»), система предметных умений, отдельные уроки и задания

Направления экспертизы и консалтинга

Консультируем

Учителей, некоммерческие и бизнес-организации по вопросам составления карты компетентностей и внедрения практик их развития

Сопровождаем

Учительские сообщества по вопросам развития универсальных компетентностей и внедрения практик формирующего оценивания с помощью технологии «исследование урока»

Помогаем внедрять

Цифровые устройства для развития универсальных компетентностей

Проектируем

Графы предметных и метапредметных умений — сложные иерархические системы, позволяющие формировать и оценивать область знания

Разрабатываем

Учебные программы по различным школьным предметам с выделением фундаментальных понятий («больших идей»), привлекая предметных экспертов

Выполняем экспертизу

Образовательных программ, направленных на развитие универсальных компетентностей и видов новой грамотности

Инструменты для отслеживания степени освоения предмета

Матрицы предметных результатов по русскому языку и математике в начальной школе

Разработка комплексных иерархий предметных результатов, которые помогают оценивать степень освоения предмета на цифровой платформе Яндекс.Учебника

 

Матрица универсальных компетентностей для взрослых

Разработка матрицы универсальных компетентностей, таких как критическое и креативное мышление, саморегуляция, взаимодействие с другими, которую можно использовать для внутрикорпоративного обучения и ассессмента

Наши исследовательские проекты

Анализ куррикулумов по литературе

Обзор наиболее распространенных рамок, применяемых для выявления оснований конструирования программы по литературе, представлений о ее идеальном образе, возможных направлений критики существующего куррикулума.

В рамках междисциплинарного мегапроекта ВШЭ «Литература как культурная практика и социальный опыт».

Сравнительный анализ школьных куррикулумов по общественным наукам

Рассматривается период с момента распада СССР по настоящий день. В контуре исследования — учебники, силлабусы, норма­тивные документы, контрольно-измерительные материалы, разные сценарии трансфор­мации общественно-научных дисциплин.

Задача в том, чтобы выявить закономер­ности выбора той или иной траектории, и оценить, как опыт постсоветских стран может быть релевантен для реформи­рования российского куррикулума по обществознанию.

Механизмы и факторы формирования ключевых навыков и компетенций

Выявление эффективных практик и условий для формирования ключевых (универсальных) компетентностей, таких как критическое мышление, креатив­ность, работа в команде, само­регуляция и самоорганизация и др. Развитие этих навыков на разных уровнях образования в традиционной и цифровой среде. Проект включает разра­бот­ку программы повышения квалификации для учителей. Реализуется в рамках НЦМУ «Центр междисциплинарных исследований человеческого потенциала».

Анализ практик педагогического дизайна в российских школах и университетах

Описание теоретических оснований педагогического дизайна, его моделей, сходства и различия понятий «педагогический дизайн» и «дидактика».

По результатам проекта выйдет наиболее полная работа о педагогическом дизайне на русском языке в серии «Современная аналитика образования».

Исследование домашнего задания как социальной и педагогической практики

Изучение отношения к домашним заданиям со стороны учителей, учеников и родителей. Описываются лучшие педагогические практики по проверке домашнего задания и борьбе со списыванием.

Результаты этого проекта позволят EdTech-компаниям создавать образовательные продукты, соответствующие потребностям учителей, учеников и родителей и учитывающие контекст их участия в домашней работе.

Универсальные компетентности и новая грамотность

Создана модель универсальных компетентностей, позволяющей преодолеть путаницу избыточных и пересекающихся списков навыков XXI века. Каждая из компетентностей «развернута» по этапам решения задач и уровням сложности.

Проект реализован совместно с Международным консорциумом при поддержке Благотворительного фонда Сбербанка «Вклад в будущее».

Наши прикладные проекты

Заказать проект: tpaschenko@hse.ru

Формирование компетенций 4К на материале школьных дисциплин

Разработана модель урока, формирующего креативность, критическое мышление, коммуникацию, кооперацию на предметном материале. Проходя специальный тренинг, учителя проектируют уроки по данной модели. Лаборатория сопровождает внедрение подобных занятий по модели «исследование урока».

Большие идеи для содержания образования

Создана система больших идей — ключевых утверждений, порождающих учебное содержание — и спроектированы на их основе интегративные обучающие модули. Работа охватывает две предметные области: обществознание, география и история; математика и информатика. Заказчик проекта — «Платформа новой школы» Благотворительного фонда Сбербанка «Вклад в будущее».

Интерактивные модули по истории для 5 класса

Путешествуя по Древнему Риму вместе с Цицероном, учащиеся узнают о римской культуре и быте. Выполняют упражнения в игровой форме, например возводят акведук или выбирают одеяние для римлянина в соответствии с его статусом. Проект реализуется совместно с Международной лабораторией оценки практик и инноваций в образовании, Лабораторией геймификации Сбербанка.

Модули персона­лизи­рованного обучения по истории и общество­знанию для 5-9 классов

Учащиеся самостоятельно определяют цели, траектории и темп своего обучения. Возможность выполнять небольшие проекты и исследования как самостоятельно, так и в классе. Модули разработаны для «Платформы новой школы».

Системы предметных умений для начальной школы

Разработка иерархии тегов, которые помогают осваивать русский язык и математику на платформе Яндекс.Учебник. Создана возможность автоматически определять слабые места в процессе обучения, и подбирать релевантные упражнения для закрепления материала. Например, если ученик неправильно выделяет в слове корень, система предложит ему задания на подбор однокоренных слов

Курс «Управление профессиональным развитием коллектива школы» для Яндекс.Учителя

Цель курса — показать формы профессионального развития школьных команд на рабочем месте. В том числе — внедрение и изучение новой методики, работа с успеваемостью учащихся, изучение способов управления классом. В курсе описана методика такого профессионального развития, и показаны кейсы применения этой методики в Якутии и Московской области.

Курс по развитию универсальных компетентностей для взрослых

На основе матрицы универсальных компетентностей разработан курс по решению задач (problem-solving), с которыми можно столкнуться на работе и в быту. Люди учатся придумывать релевантные решения экологических проблем или проблем, связанных с управлением подчиненными, и продумывают, как их реализовать.

 

Образовательные программы с участием экспертов лаборатории

Помогает школьным учителям овладеть развитием универсальных компетенций.

6 недель, онлайн-курс

Подробнее

Помогает дипломированным специалистам сделать первый шаг к карьере педагога

2 года, очная магистратура

Подробнее

Пичугина Виктория Константиновна

Лаборатория проектирования содержания образования: Ведущий научный сотрудник

Ченцова Александра Александровна

Аналитик

Лысова-Голомзина Елизавета Михайловна

Лаборатория проектирования содержания образования: Аналитик

Курдыбайло Дмитрий Сергеевич

Научный сотрудник