Как довести «высокую моду» до всех – в Инобре начинают исследования педагогического дизайна – в России о нем пока известно мало

Понятие «педагогический дизайн» давно употребляют исследователи и практики, но в российской и западной традиции к нему разный подход. В России педдизайн скорее понимают как авторские методики, эффективность которых доказана только на уровне самого педагога-создателя – их трудно масштабировать. Зарубежные же авторы сосредоточили внимание именно на создании масштабируемых моделей и на исследованиях по доказательству их эффективности. Вывод о такой разнице делают исследователи Инобра в работе «Педагогический дизайн: российская и зарубежная исследовательская повестка», изданной в серии «Современная аналитика образования».

Как довести «высокую моду» до всех – в Инобре начинают исследования педагогического дизайна – в России о нем пока известно мало

Монография выпущена под научной редакцией профессора Елены Чернобай, ведущего эксперта Лаборатории проектирования содержания образования, в работе над ней участвовали Евгения Ефимова, Юлия Корешникова и Мадина Давлатова. Это только начало научных исследований: педагогический дизайн давно стал одной из главных тем мировых исследований в образовании, в России же публикаций на эту тему все еще очень мало. Ключевой вопрос исследования: какой может быть исследовательская повестка педагогического дизайна в России? Восполнять дефицит тем более важно в связи с тем, что Инобр начинает готовить педагогических дизайнеров – трек «Дизайн образовательных продуктов» появится с 1 сентября на магистерской программе «Педагогическое образование», на него уже начинается набор.

Разные подходы к педдизайну и разные представления о нем приводят к тому, что нет даже «канонического» определения, что это такое. Авторы монографии определили для себя в качестве универсального понятия, что педагогический дизайн – это система процедур по разработке способов доставки учебного содержания (учебных продуктов) учащимся. Она создается с целью помочь ученикам развить у себя требуемые компетенции. 


В обзоре зарубежных исследований авторы систематизировали теории обучения (они описывают процесс формирования знаний и навыков, его элементы, этапы и т.д.); модели педдизайна, которые описывают сам процесс обучения, алгоритмы разработки инструментов и программ; инструменты для дизайна и стратегии обучения. В частности, среди теорий проанализированы теория когнитивной нагрузки, саморегулируемое и ситуативное обучение, среди моделей – ADDIE, SAM, 4C/ ID model, Understanding by design и другие. «Педагогический дизайн как область исследований в зарубежной литературе тесно связан с разработкой и изучением новых инструментов и технологий, в первую очередь цифровых, с опорой на теории обучения», – отмечено в издании.

Анализ российских публикаций обнаружил весьма ограниченное количество исследований в области педагогического дизайна. Авторы в основном изучают концептуальные вопросы, связанные с уточнением терминов, принципов, методов педагогического дизайна. Практически нет исследований, доказывающих эффективность тех или иных элементов. Нет эмпирических данных, которые могли бы служить основой для: поиска наиболее эффективных способов построения образовательного процесса, создания качественных и масштабируемых образовательных продуктов, поиска подходов к обучению, которые потребовали бы минимальных затрат времени, денег и труда. Восполнить эти лакуны – задача ближайшего будущего исследований в образовании.


Книга «Педагогический дизайн: российская и зарубежная исследовательская повестка» доступна по ссылке.