Проекты и исследования
Наши исследовательские интересы сосредоточены в области поиска оснований для проектирования содержания образования.
Исследования, которыми мы занимаемся, тесно связаны с прикладными проектами по разработке образовательных программ и их элементов, представленными ниже.
Текущие проекты:
Большие идеи для содержания образования
Мы разрабатываем системы больших идей (ключевых утверждений, порождающих учебное содержание) и интегративные обучающие модули, основанные на этих больших идеях. Работа ведется по двум предметным областям (обществознание, география и история; математика и информатика) для всех ступеней школьного образования. Заказчик проекта — “Платформа новой школы” Благотворительного фонда Сбербанка “Вклад в будущее”.
Выпуск "Современной аналитики образования"
Системы предметных умений для начальной школы
Мы разрабатываем иерархические системы предметных умений по русскому языку и математике в начальной школе. Они станут основой для тегов, с помощью которых будут упорядочена система упражнений в Яндекс.Учебнике. Благодаря иерархии появится возможность автоматически определять, что учащемуся необходимо “подтянуть”, чтобы освоить более сложные умения. Например, если учащийся неправильно выделяет в слове корень, система предложит ему задания на подбор однокоренных слов.
Матрица универсальных компетентностей и курс по их развитию для взрослых
Для компании Яндекс.Практикум мы разрабатываем матрицу универсальных компетентностей, таких как критическое и креативное мышление, саморегуляция, взаимодействие с другими, для трех уровней обучения. С ее помощью будет организовано внутреннее обучение сотрудников компании. Частично на основе матрицы разрабатывается курс по решению задач (problem-solving), с которыми можно столкнуться на работе и в быту.
Интерактивные модули по истории 5 класса и оценка их внедрения в учебный процесс
Совместно с Лабораторией геймификации Сбербанка мы разрабатываем интерактивные учебные модули по истории. Путешествуя по Древнему Риму вместе с Цицероном, учащиеся узнают о римской культуре и быте, проходят разные игры (например, занимаются постройкой акведука или выбором одеяния для римлянина в соответствии с его статусом) и зарабатывают очки. Наиболее упорным игрокам открываются дополнительные локации. Мы принимаем участие в оценке внедрения разработанных модулей совместно с Международной лабораторией оценки практик и инноваций в образовании, проводя наблюдения за тем, как учащиеся проходят игру.
Изучение истории и обществознания для 5-9 классов в рамках персонализированной компетентностной модели
По заказу “Платформы новой школы” мы разрабатываем модули по истории и обществознанию для цифровой платформы в рамках модели персонализированного обучения. Учащиеся получают возможность занять субъектную позицию по отношению к своей учебной деятельности, самостоятельно определять цели своего обучения, темпы и траектории достижения этих целей. Учебный материал предполагает возможность выполнения небольших проектов и исследований как самостоятельно, так и в классе.
Завершившиеся проекты:
Универсальные компетентности и новая грамотность
“Навыки 21 века”, “финансовая грамотность”, “ИКТ-компетентность” — все эти разнородные термины отражают ориентацию на образовательные результаты нового типа. В рамках масштабного проекта Института образования НИУ ВШЭ с Международным консорциумом при поддержке Благотворительного фонда Сбербанка “Вклад в будущее” была разработана модель компетентностей, позволяющая преодолеть путаницу избыточных и пересекающихся списков навыков XXI века. В докладе по результатам проекта отражены самые передовые практики развития универсальных компетентностей. Доклад впервые включает российский опыт в глобальную дискуссию о будущем образования. В докладе представлен вариант детализированной «карты универсальных компетентностей», демонстрирующий разворачивание каждой из компетентностей по этапам решения задач и уровням сложности.
Формирование компетенций 4К на материале школьных дисциплин: модель урока, инструменты формирующего оценивания, тренинг
В рамках длительного проекта* Института образования с ОЭСР при поддержке Благотворительного фонда Сбербанка “Вклад в будущее” мы участвовали в разработке программы формирования креативности, критического мышления, коммуникации и кооперации на материале школьных предметов и исследовании ее эффективности. На основании наблюдений на уроках нами разработаны инструменты формирующего оценивания 4К. Итогом проекта стал тренинг по формированию 4К, который сейчас проходят учителя, участвующие в Программе по развитию личностного потенциала в разных регионах России.
* руководитель проекта — Марина Александровна Пинская, ведущий научный сотрудник Центра общего и дополнительного образования имени А.А.Пинского